Найти тему
Двойной английский

Эффективный способ заставить ЕГЭ-шника использовать сложную лексику в Устной части

Оглавление

Есть ученики, которые упорно говорят и пишут на уровне А2, какую бы сложную лексику вы им не давали. При этом они процентов на 80-90 выполняют аудирование и чтение в тренировочных вариантах ЕГЭ. Это значит, что их уровень позволяет им подняться выше. Но то ли в силу характера, то ли в силу осторожности (а вдруг неправильно?) они этого не делают.

Фото pexels.com.
Фото pexels.com.

Здесь можно было бы поговорить об активном и пассивном запасе слов, но я думаю, что эта тема так часто обсуждается, что все всё понимают и без моих рассуждений.

Самое главное: что делать-то?

Я расскажу об одном моем лайфхаке, который очень помог мне с одной моей ученицей, натурой в высшей степени невозмутимой и сдержанной. 

В качестве примера я беру иллюстрации к Заданию 4 Устной части, вариант 3, из учебника «ЕГЭ 2020 Английский язык. Типовые экзаменационные варианты», под редакцией Вербицкой.

-2
-3

После занятия я отправляю эти фотографии ученику, чтобы он сделал по ним Задание 4 Устной части. При этом я подготавливаю список из сложных выражений на английском по этим фотографиям. Я пишу их в столбик и перемешиваю их. Задача ученика перевести выражения и определить, к какому фото какое выражение. После этого ученик должен их использовать в своём ответе. Ответ ученик записывает устным сообщением в WhatsApp и высылает мне.

К этим фотографиям я даю вот такие слова: 

enjoy one’s solitude
golden foliage
monochromatic landscape
peaceful surroundings 
vigorous activity
vivid colours

На первый взгляд может показаться, что если ученик вставит несколько слов уровня B2 в свой ответ, это не повысит его уровень до B2.  Это верно, но только при разовом выполнении такого задания.

Во первых, хочу обратить внимание на следующее. Когда человек говорит на уровне B2, он не говорит одними словами уровня B2. В его речи есть слова уровня A1, A2, B1 и B2. И даже возможны единичные слова уровня С1 и С2. Когда-то я подсчитывала, сколько слов должно быть определенного уровня, чтобы текст считался написанным на этом уровне. Если я не ошибаюсь, то для уровня B2 эта доля составила 33%. (Источник данных для моих подсчетов здесь.) А все остальные слова - это слова уровня A1, A2 и B1. На них приходятся оставшиеся 67%. Это, конечно, все очень приблизительно. Речь человека нельзя загнать в рамки процентов, но для целей количественного ориентира для оценивания прогресса на занятиях очень подходит.

Во вторых, регулярное выполнение заданий такого типа решает несколько задач.

Ученик ищет перевод

Я не знаю, возможно только мне попадаются такие ученики, но они очень не любят искать перевод. Пойдут на любые ухищрения, но словарь не откроют. Это задание заставляет перевести выражение и перевести так, чтобы его можно было однозначно отнести к одной фотографии.

Ученик думает, чтобы встроить выражения в свой рассказ

Лично я очень ценю задания, где ученику нужно не механически что-то повторить, а что-то проанализировать. Когда включается аналитическое мышление, анализируемая информация встраивается в систему уже существующих знаний, и она лучше запоминается.

Ученик несколько раз использует эти выражения

Я задаю это задание на дом. Ученик присылает мне устные сообщения в WhtasApp. Он несколько раз проговаривает задание прежде чем отправить мне готовую версию. На уроке мы разбираем ошибки, и ученик ещё раз выполняет задание. Если задание пока не очень хорошо получается, то я снова задаю его на дом.

Этот приём оказался очень эффективным. Например, выражение enjoy one’s solitude прочно вошло в речь моей ученицы, и я не раз его ещё слышала. И каждый раз радовалась. 

Желаю и вам радоваться успехам своих учеников. И надеюсь, мои советы вам в этом помогут.

PS: В этой статье я говорила только о лексике уровня B2. Для повышения уровня грамматики у меня есть другой лайфхак. Но это тема для другой статьи. Stay tuned :)