Главная цель фотографии – остановить время. Тотчас возникает вопрос: а какое время считать правильным, какой момент для этого лучше всего подходит.
Понятное дело, что кульминационный, самый яркий и запоминающийся. Но это только слова, сильнейший субъективизм. Хотелось бы дать более чёткий ответ какой момент для фотографии можно считать наиболее благоприятным.
Как подготовиться к съёмке
Когда я объясняю молодым фотографам принципы фотосъёмки и произношу слово «остановить время», то в их умах представляется нечто статическое. Они думают, что для того, чтобы правильно поймать хороший момент нужно дождаться его статической формы.
Это абсолютно неверный подход и полнейшая фотографическая безграмотность. На самом деле поступать следует наоборот. Лучшие кадры вырастают из динамики, поэтому моменты нужно ловить в динамичных сценах.
Нетривиальной задачей становится получение динамического портрета, потому что фотограф должен стать ещё и режиссёром, показать модели чего он от неё ожидает, а модель в свою очередь должна принимать не каменные позы, а позы с продолжением. Её мышцы должны быть напряжены ровно настолько, чтобы в любой момент суметь продолжить движение.
Именно так нужно готовиться к съёмке и только так следует ловить подходящий момент для спуска затвора.
Должна ли быть композиция динамичной
Весьма просто установить камеру на штатив, повернуть её в сторону модели и, не изменяя фокусного расстояния, провести всю фотосессию от начала до конца.
Большое число фотографов поступает именно таким образом и среди них есть даже профессионалы. Но такой подход, скорее, результат лени, чем осознанной работы.
Чтобы правильно выбрать момент для фотографии следует дополнительно учитывать все свойства кадра – освещённость модели, её позу и наклон головы, а также масштаб.
Очевидно, что в случае с ростовым портретом и часто меняющимся освещением количество удачных моментов для снимка будет существенно больше, чем при крупном погрудном портрете.
Влияние характера модели на выбор момента съёмки
Разных моделей снимают по-разному. Если необходимо сфотографировать непоседливую модель, то придётся думать и работать кнопкой затвора быстрее, чем в случае съёмки спокойной и сдержанной модели.
Поэтому опытный фотограф всегда плотно и продуктивно общается с тем, кого будет снимать в ближайшее время, чтобы лучше понять настроение и характер.
Также меткий взгляд профессионала учитывает особенности лица и фигуры, возраст и пол. Казалось бы, мелочь. Но именно эти мелочи влияют на степень сосредоточенности в процессе улавливания идеального момента съёмки.
Пробная съёмка как гарант стабильности результата
Не знаю профессионален ли я сам или нет, но я никогда не начинаю фотосессию клиента с рабочих кадров. С самого начала я предлагаю сделать несколько пробных кадров, чтобы понять попадаю ли я в нужный момент или нет.
Обычно таких кадров я делаю от 30 до 50. За это время модель привыкает к камере, начинает ко мне привыкать, у неё поднимается настроение. А я, в свою очередь, привыкаю к фотоаппарату и окончательно привыкаю к моменту в который мне нужно сделать снимок.
Самый крутой способ для новичка – получить практику через TFP-фотосессии с одной и той же моделью. В этом случае процесс улавливания тонкой технологии своевременного спуска затвора ускоряется в разы.
Как тренировать ощущение лучшего момента для фотографии
Если вы занимаетесь в фотокружке, то большую часть времени будете практиковаться в студии. Получится, что вам придётся тренироваться в почти что статических условиях да ещё и с искусственным светом.
Поэтому чтобы быстрее понять когда лучше делать снимок тренируйтесь самостоятельно. Для этого организуйте фотосессию TFP или займитесь любительской репортажной съёмкой.
В первом случае организации происходит через соцсети в Интернете и не представляет особой сложности. Во втором случае даже организовывать ничего не нужно. Вы просто берёте камеру, смотрите афишу с расписанием мероприятий вашего города, идёте и фотографируете.
Пару слов о насмотренности
Некоторые фотографы пренебрегают походами на выставки, потому что считают это потерей времени. Однако нельзя отказывать от посещения выставок и прочих аналогичных мероприятий.
Дело в том, что когда вы просматриваете чужие фотографии, то это уже сродни обучению. Ваш мозг запоминает композиционно и эстетически удачные снимки и в момент, когда вы увидите подобное изображение в своём видоискателе, вы непроизвольно нажмёте на кнопку затвора и у вас также получится хороший снимок.
Альтернативой выставкам могут быть профессиональные каталоги, которые отпечатываются и распространяются книжными издательствами. Каталог выгодно отличается тем, что к нему зачастую идёт аннотация как, кем и когда был сделан конкретный снимок. Это позволяет без труда повторять произведения мастеров самостоятельно.
Почему важно тренировать ощущение лучшего момента съёмки
Фотография – это не всегда хобби. Зачастую она выливается в работу, а для кого-то и в службу. Поэтому не всегда получится снимать в тепличных условиях при лучшем свете и погоде.
Исправить положение и получить стабильно высокое качество творческой работы поможет овладение общей технологией фотосъёмки, в которой особое место занимает ощущение лучшего момента для кадра.
Я искренне надеюсь, что в душе вы – небезучастный человек, которому не всё равно какие фотографии у него получаются. Поэтому обязательно научитесь пониманию лучшего момента в фотографии и приступите к тренировкам. Желаю удачи!