В следующем году госбюджету нужно 400 миллиардов рублей сверх того, что он мог бы получить при имеющейся системе налогообложения. Речь идёт не о покрытии дефицита бюджета (его суммы больше в 10 раз: например, в 2020 году дефицит составил 4,1 триллиона рублей), а о финансировании новых нацпроектов. Кому в связи с этим поднимут налоги?
На «агрессивное развитие»
Год назад Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития России до 2030 года». В документе прописаны общие приоритеты, такие как сохранения населения, здоровье и благополучие людей, развитие талантов, комфортная и безопасная среда, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация. На основании указа зимой правительство придумало стратегию развития, выделив в ней 5 направлений:
- «Агрессивное развитие инфраструктуры»;
- «Новый общественный договор»;
- «Клиентоцентричное государство»;
- «Национальная инновационная система».
В рамках этих 5 направлений рассматривается 38 инициатив общей стоимостью 5,6 триллиона рублей. Все проекты ещё прорабатываются, но уже есть данные и о том, что точно будет сделано, например:
- возведение нового моста через Обь,
- создание высокоскоростных магистралей Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург,
- новые ветки в рамках «Северного широтного хода» — железной дороги в Ямало-Ненецком округе,
- строительство глубоководного порта Индига — незамерзающей гавани в Баренцевом море, предназначенной в основном для экспорта угля.
Говорят также и о более общих вещах, таких как:
- адресная помощь малоимущим, например, через выпуск специальных карт,
- развитие транспорта в городах и концепция «30-минутного города», при которой перемещения жителей мегаполисов будут занимать не более получаса.
На все эти цели в рамках пяти направлений и понадобилось в 2022-2024 годах дополнительно 400 миллиардов рублей налогов ежегодно.
За чей счёт банкет?
В правительстве обсуждается донастройка налоговой системы, чтобы получить эти деньги. И вот из чего их предполагается сложить:
- более 100 миллиардов рублей — за счёт повышения налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургии;
- 90 миллиардов рублей — за счёт расширение режима налога на дополнительный доход для нефтяной отрасли;
- 100 миллиардов рублей — за счёт повышения акцизных сборов, прежде всего от алкоголя;
Замкнутый круг
Между тем, налоговая нагрузка на системообразующие предприятия последние полтора год и без этих новых мер постоянно растёт. Например, в прошлом году ставки НДПИ для предприятий чёрной и цветной металлургии, а также производителей удобрений выросли в 3,5 раза, у нефтяников повысился НДПИ на некоторых месторождениях, ставка налога на доходы россиян с заработком свыше 5 миллионов рублей в год поднялась до 15%.
Отрасли реагируют инфляцией: металлы дорожают, бензин не отстаёт, подтягивая за собой все остальные цены. У государства из-за этого повышаются расходы на нацпроекты, и приходится снова искать деньги. Месяц назад правительство повысило пошлины на экспорт металлов до конца года, за счёт чего бюджет получит дополнительно порядка 160 миллиардов рублей. Ситуация похожа на замкнутый круг.
Эксперты отмечают и другую интересную тенденцию. Доля налогов в финансовом результате нефтяных компаний России составляет в среднем 87%. Это значит, что после того, как организация оплатила все расходы, в том числе налог 87 рублей, у неё остаётся чистая прибыль — 100 рублей. В штате Техас аналогичный показатель составляет 29%, в Канаде — 45%, в Бразилии — 55%.
В общем, пока одни говорят о непомерной нагрузке для нефтяников и металлургов, а другие напоминают, что при росте акцизов алкоголь «прячется в тень» и на рынке становится больше нелегального спиртного, в правительстве продолжаются обсуждения. Как пишут «Ведомости», окончательного решения ещё нет, и как именно будут найдены нужные средства, неизвестно. Есть вероятность, что некоторые проекты просто не будут реализовывать, тогда и деньги не понадобятся.