Найти в Дзене

Основатель стиля рококо Антуан Ватто: какая его картина поставила в тупик академиков, и что они придумали

Оглавление
Весь мир - театр,
В нём женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

из комедии Уильяма Шекспира "Как вам это понравится"

Спор пуссенистов и рубенсистов закончился победой рубенсистов. А именно: эмоции, переживания и чувства победили в живописи разум, долг и возвышенность. Родилось самое мощное направление во французском искусстве XVIII века - рококо. Рококо прославлял радость и легкость бытия. МестА нравоучений и героизма заняли игривость, изящество и некоторая манерность. Все эти особенности характерны для живописи Антуана Ватто, творчество которого служит истоком нового стиля.

Серия 36. Живопись как сериал

"Портрет Антуана Ватто" Розальба Каррьера 1721 год (Яндекс.Картинки)
"Портрет Антуана Ватто" Розальба Каррьера 1721 год (Яндекс.Картинки)

Сведения о жизни Ватто достаточно скудные, его писем почти не осталось, кроме того Антуан Ватто был человеком исключительно замкнутым. Точная дата рождения художника до нас не дошла. Известно лишь, что он был крещен 10 октября 1684 года. Ватто родился на севере Франции в городке Валансьен. В начале 1700-х юноша уехал в Париж, где поступил в мастерскую Клода Жилло. Но после четырех лет по неизвестным причинам бросил обучение. Существует версия, что это случилось из-за ревности Жилло к таланту молодого художника.

Так или иначе, в это время Ватто знакомится с Клодом Одраном. Он стал его новым учителем, вдобавок Одран был хранителем Люксембургского дворца. Это позволило Ватто вдоволь рассматривать картины Питера Пауля Рубенса, хранящиеся во дворце, он влюбился в этот колорит.

"Пейзаж с руинами Палатина в Риме" Питер Пауль Рубенс 1608 год (Яндекс.Картинки)
"Пейзаж с руинами Палатина в Риме" Питер Пауль Рубенс 1608 год (Яндекс.Картинки)

В 1709 году Ватто принял участие в конкурсе Академии художеств на соискание Римской премии, победитель которого получал возможность отправиться в Италию. 31 августа был оглашен результат - картина Ватто получила второе место. Травмированный, что он этой премии не получил, Ватто отправляется домой в Валансьен. Ему 24 года, он молод, но если учесть, что в 37 лет он уже умер, то каждый год важен.

Поиски стиля

Некоторое время он провел в Валансьен, писал там картины, а затем вернулся в Париж, уже более или менее определившись в своих живописных пристрастиях. Он начинает писать небольшие жанровые сцены того рода, о котором никто до сих пор не знал, и который даже не имеет названия. Тем не менее его картины получают популярность. Ватто становится известен в определенных кругах и получает чрезвычайно ценную поддержку. Его оценил, полюбил и пригрел коллекционер, крупнейший финансист и очень богатый человек - Пьер Кроза. Его коллекция была просто замечательной, а современники характеризовали её как "самое большое количество сокровищ живописи и различных редкостей, которое могло быть собрано частным лицом". Если вы хотите с ней познакомиться, то это нетрудно сделать. Надо поехать в Санкт-Петербург, потому что бОльшая и ценнейшая часть этой коллекции сейчас хранится в Эрмитаже.

Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза в главном кабинете особняка на Вандомской площади, 1770
Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза в главном кабинете особняка на Вандомской площади, 1770

Ватто живёт в загородном доме Кроза. Коллекционер выделяет художнику мастерскую, и Ватто всем обеспечен. Он может любоваться всем, что есть в этой великой коллекции, гулять в роскошном парке, присутствовать на великолепных домашних концертах и спектаклях. В общем, наблюдать жизнь светской публики. Но вот тут надо сказать, что у Ватто был сложный, неуживчивый, нервный, беспокойный характер. Это был болезненный человек, худой, подверженный меланхолии. И ему не сиделось на одном месте. Он не ссорился с Кроза, но, проведя несколько счастливых и плодотворных лет под крышей гостеприимного дома, по не известным причинам просто ушёл.

Художник галантных празднеств

В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую Академию художеств. Для того, чтобы его признали академиком, он должен был написать картину, которую бы Академия признала достойной. Ватто не спешил. На создание картины ушло пять лет вместо положенных двух. На суд академиков он представил работу "Паломничество на остров Киферу", которую подробно мы будем рассматривать в следующий раз.

"Паломничество на остров Киферу" Антуан Ватто 1717 год (Яндекс.Картинки)
"Паломничество на остров Киферу" Антуан Ватто 1717 год (Яндекс.Картинки)

Эта картина поставила в тупик академиков. Не только потому, что она была неакадемическая, они признали её достоинства, но Академия имела на всё свои жанры, а эта картина не вписывалась ни в один из них. Не понятно было: это историческая картина? - нет, не историческая, никакой истории там нет. Мифологическая? - не совсем. Может быть, это пейзаж? - пейзаж там присутствует, но тоже нет. Бытовой жанр? - так уж прямо это отнести к бытовой сцене тоже нельзя. И тогда академики проявили изобретательность и нашли название для этого жанра - галантные празднества. В 1717 году Ватто был принят в Академию художеств как "художник галантных празднеств".

Однако стилевые рамки так и остались тесны для творчества Антуана Ватто. Его психологическая характеристика моделей, его внимание к тончайшим душевным переживаниям не свойственны легкомысленному рококо и "галантным празднествам". Академическое звание не дало ему, конечно, покоя. Почему? Предлагаю поговорить об этом в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить статью. Пока пока.

35 серия Тайный конфликт двух эпох: Как голландский реализм "развратила" французская легкомысленность⬅️|➡️37 серия Писал роскошь, но не смог в ней жить: пора скитаний, роковой возраст и великое наследие Антуана Ватто