Они прожили вместе 40 лет - и в горе, и в радости. Он терпел ее властный характер и ревнивые истерики, она прощала ему постоянные измены. У них было все не так: штамп в паспорте, который обычно знаменует начало семейной жизни, для их романа стал символом окончания.
24 июня 1945 года состоялся Парад Победы на Красной площади в Москве. После него на подмосковной даче Жуковы устроили прием, на который пригласили только самых близких. Говорили о том, какая честь, что Сталин доверил принимать Парад Победы именно Жукову. Его жена Александра и дочери Эра и Элла с трибун смотрели, как под проливным дождем Георгий Константинович гордо проехал в седле на белом коне, и вспоминали, как Жуков объезжал норовистого красавца Кумира - не зря столько времени провел в манеже! Наконец Лидия Русланова, приглашенная вместе с супругом генералом Крюковым, вызвалась произнести тост.
Удача или проклятие?
С народной любимицей и «королевой русской песни» Жуков познакомился на войне: Русланова часто выступала перед солдатами. Маршал дорожил их дружбой и безмерно уважал певицу. На удивление гостей, Русланова подняла бокал не в его честь. «На войне офицеров наградили орденами и званиями, а их жен незаслуженно обошли стороной. Хотя они ждали, любили, поддерживали. Этим орденом я хочу наградить жену маршала Жукова Александру Диевну за терпение, верность и преданность!» - с этими словами певица достала из сумочки великолепную бриллиантовую брошь. Говорили, что она принадлежала Наталье Гончаровой - супруге Пушкина. Александра была растрогана до слез. Ведь она действительно любила и боролась за свою любовь. Мало кто знал, какой ценой..
Волею судьбы в разгар Гражданской войны Георгий Жуков оказался в Воронежской области. Отряд красноармейцев, которым он командовал, преследовал банду Антонова и решил остановиться на постой в небольшом селе Анна. Жуков отворил дверь в приглянувшуюся ему избу, на первый взгляд показавшуюся пустой. Но вскоре за печкой он обнаружил двух трясущихся от страха девушек. Глаза старшей, Сашеньки, заставили сердце Жукова биться чаще. Он знал, что их брат переметнулся к белогвардейцам, и обещал сестрам свою защиту. Круглолицая и темноглазая Александра отблагодарила командира своей благосклонностью, однако наутро Георгию совсем не хотелось от нее уезжать. Двадцатилетняя Александра Зуйкова была дочерью торговца швейными машинками, окончила гимназию и работала сельской учительницей. Жуков придумал для нее должность писаря - сам будущий маршал был не слишком грамотен - и предложил последовать за ним на правах полевой жены. Недолго думая, Сашенька согласилась: она сама полюбила статного красноармейца с первого взгляда и на всю жизнь. Жукову исполнилось всего 24 года, но он уже считался перспективным офицером. Сашенька наивно полагала, что ей выпала огромная удача, а об официальной регистрации брака в лихие военные годы никто и не думал.
Гражданский брак
Суровая военная жизнь оказалась далека от романтики. Жуков оказался не только ласковым мужем, но и требовательным начальником: на работе он спрашивал с Зуйковой по полной, напрочь забыв, что она не только женщина, но и его супруга. Однажды за маленькую провинность даже хотел отправить ее на гауптвахту - хорошо, опомнился... Но причина слез молодой жены была не только в работе или нелегком быте: очень быстро Саша поняла, что ее супруг настоящий ходок по женской части. В эскадроне давно шутили по поводу неуемного мужского темперамента Жукова - одной женщине удовлетворить такой не под силу. К счастью, в военных условиях изменять было особо не с кем, а вот стоило Жукову попасть в госпиталь, мгновенно завязался роман на стороне. В молоденькую медсестру офицер влюбился также с первого взгляда. Александре мгновенно обо всем доложили. Она лично отправилась посмотреть на соперницу. Сразу объявила, что отпускать Жукова не собирается, будет за него биться не на жизнь, а на смерть. Знала бы она, что это будет всего лишь маленькое сражение в ее огромной войне за любовь супруга! Однако выиграть его было непросто. По возвращении домой Жуков обещал, что ее не бросит: Александра окружила его такой заботой, что обходиться без нее он уже не мог. Но и от медсестры будущий маршал не отказался: фактически стал жить на две семьи. Темпераментная Саша рвала и метала: она писала сопернице, которая была на семь лет ее моложе, длинные письма, угрожала облить красивое лицо кислотой, умоляла на коленях отступиться - ничего не помогало. Тогда ревнивая жена решилась на хитрость: она родит Жукову ребенка! Несколько лет назад она потеряла их первенца, супруг тогда сильно горевал. Но теперь все обязательно получится. Когда в 1928 году в Минске на свет появилась дочка Эра, Александра готовилась праздновать победу, однако узнала, что ее соперница тоже вот-вот родит! К такому повороту событий Саша не была готова. Она должна защитить свою семью во что бы то ни стало, и женщина решилась на крайние меры: написала письмо в партком с просьбой вернуть блудного офицера в семью. Жуков как раз начинал делать военную карьеру, и лишние скандалы были ему ни к чему. То ли начальство все-таки надавило на Жукова, то ли соперница устала ждать и ушла первой, но Александра победила: ее супруг вернулся в семью и обещал больше не изменять... Но ненадолго.
В 1937 году в Слуцке на свет появилась вторая дочь Зуйковой и Жукова - Элла. Будущий маршал любил детей и был очень рад. Сохранилась его записка, которую он передал жене в роддом: «Милый Шурик! Поздравляю тебя и крепко целую - тебя и красавицу дочку. Передаю сахар-рафинад. Скажи, что еще нужно...» С двумя детьми на руках Александра больше не могла официально сопровождать Жукова в его поездках и стала домохозяйкой. Между ними давно не было супружеской близости, но вместе они прошли огонь, воду и медные трубы. Когда Александра на правах жены махала рукой маршалу на Параде Победы, никто и подумать не мог, что официально они не были расписаны. Маршал Победы так и не сделал предложения своей полевой супруге. А она ждала столько лет... Но волевой характер, и крепкая хватка Зуйковой все же заставили Жукова сделать ее своей официальной женой в 1957 году, хоть они уже и не жили вместе.
Случилось так, что Георгий Жуков влюбился в медсестру, которая была младше его на целых ЗО лет, и ушел жить к ней. Тогда Александра повторила уже испробованный метод: написала письмо самому Хрущеву и в ЦК КПСС. Женщине было нечего терять, а у него на карту был поставлен пост министра обороны СССР. И все сработало: Александра получила штамп в паспорте и стала официально носить фамилию Жукова. Но жил маршал с другой женщиной, которая родила ему дочь. Лишь изредка он заглядывал проведать старую семью, но Александре большего и не требовалось. Любовницы Жукова менялись, а она была с ним и в горе, и в радости. Всегда. Александра часто вспоминала, как много лет назад, в молодости, Георгий крепко сжал ее в объятиях и сказал: «Мне нужен крепкий тыл, понимаешь?» И она старалась быть этим тылом. Кажется, ей это удавалось. Иногда его поведение и брошенные в ссоре жестокие слова казались унизительными. Другая бы собралась и ушла. Но Александра понимала, что судьба подарила ей в спутники не какого-нибудь простого смертного - самого маршала Победы! Когда она думала о великом, все мелкие личные обиды забывались. Александра заботилась о супруге, как могла. Блестяще вела дом, воспитывала дочерей, обеспечивала его всем необходимым. Место свое знала - в политику не лезла. Она была для Жукова необходима, как воздух. С чего он вдруг взял, что где-то на стороне ему будет дышаться легче? Александра всю жизнь ждала, что маршал перебесится, и они вместе встретят спокойную старость. Но вот не сбылось - как говорится, бес в ребро. Уже волосы седые, больной весь, а все туда же - молодуху себе нашел.
«Ну вот, сняли...»
Тот холодный февральский вечер Элла и Эра запомнили на всю жизнь. Раздался звонок в дверь. На пороге стоял отец. Выглядел он совсем другим человеком. Не, как всегда, статный и подтянутый, с железным стержнем, а понурый и даже раздавленный. Четырежды Герой Советского Союза имел вид побитой собаки. Он перешагнул через порог и со слезами в голосе сказал только три слова: «Ну вот, сняли...» Совет Министров СССР отправил его в отставку с должности министра обороны. Такого поворота событий Жуков никак не ожидал. Это было настоящее предательство Хрущева, который в былые времена так перед ним заискивал и заручался его поддержкой. Александра отправилась на кухню ставить чайник. Почему он пришел к ней? Ведь там, в другом доме, его ждала другая женщина и новорожденная дочка... Мысли крутились одна за другой. Александра сразу же вспомнила 1946 год - тогда Сталину Жуков стал не нужен так же, как сейчас Хрущеву. Для их семьи это были тяжелые годы. Обвинения, обыски в квартире, на даче. Люди в форме, люди без формы с блокнотами в руках делали какие-то пометки, рылись в ее белье... Зачем-то забрали куклу Эллы и фотоаппарат Эры. В те дни пропала и ее знаменитая бриллиантовая брошь, подаренная Руслановой. Да что сейчас вспоминать - многое пережито... Александра боялась смотреть на мужа - сочувствия тот на дух не выносил. Своим большим и чутким сердцем она понимала, что это только начало. И угадала: Жуков снова попал в настоящую опалу. Он попросил разрешения остаться, и Александра постелила ему на диване, а затем принесла воды и снотворного. Смотреть, как этот сильный и волевой человек был психологически раздавлен и сломлен, было невыносимо. Несколько дней он горстями пил снотворное и ни с кем не разговаривал. Александра отключила телефон и сделала все, чтобы супруга никто не беспокоил. Когда он пришел в следующий раз, Александра спрятала газету «Правда», которую читала много раз, а затем пила сердечные капли и снова перечитывала. Черным по белому напечатано: «Жуков не оправдал доверия партии, оказался политически несостоятельным деятелем, склонным к авантюризму в понимании важнейших задач внешней политики СССР и в руководстве министерством обороны...»
Александре Жуковой исполнилось 65 лет, когда маршал решился на официальный развод. Его опала закончилась с отставкой Хрущева. Георгия Жукова вновь пригласили в Кремлевский Дворец съездов, где встретили бурной овацией. Он снова был на коне и в утешителе и надежном тыле по имени Александра больше не нуждался. Это был настоящий удар: после всего, что она для него сделала...
Произнести слово «предательство» не поворачивался язык. Александра так надеялась быть единственной женой маршала Жукова - за 40 лет, что она провела с ним бок о бок, она это заслужила - ради дочерей, ради истории. Но Жуков не просто вонзил нож в ее сердце - он его еще и повернул. Сразу после развода Георгий женился на своей гражданской жене. Теперь она - а не Александра - носила фамилию Жукова.
Александра Диевна жаловалась на судьбу, каждый день рыдала в подушку и говорила всем, что ее жизнь потеряла смысл. Что ей еще оставалось? Спустя два года после развода у нее случился инсульт, перенести который она не смогла, а может, не захотела... На ее похороны маршал Жуков не пришел. Сам он пережил свою первую супругу на семь лет.