Найти тему
Скамейка

Музей модерна под открытым небом: дачи и особняки Каменного острова

Оглавление

И сто лет назад, и сейчас Каменный остров был местом очень престижным. Именно поэтому здесь больше, чем где бы то ни было в Петербурге, роскошных старинных дач и особняков на единицу площади. По ним мы и приглашаем вас прогуляться. Правда, прогулку будут несколько омрачать бесконечные заборы, но кое-что мы все-таки сможем увидеть.

Дача Гаусвальд

2-я Березовая аллея, 32 / Большая аллея, 12-14

Это здание хорошо знакомо всем, кто смотрел советскую экранизацию «Шерлока Холмса»: в сериале с Ливановым оно играло роль дома Ирэн Адлер. Дачу для преуспевающего булочника Гаусвальда и его жены в 1898 году построили молодые модные архитекторы В.И. Шене и В.И. Чагин (и это далеко не единственная их работа на Каменном острове). При проектировании здания они вдохновлялись архитектурой английских и американских коттеджей, но привнесли в нее элементы модерна. Миниатюрный, подчеркнуто асимметричный замок с башенками, террасами и верандами, с сочетанием деревянных и каменных объемов — один из самых ярких представителей неоромантической ветви модерна в Петербурге.

В первые годы советской власти здесь разместили детскую колонию для беспризорников, позже — профилакторий. К 2000-м годам дача обветшала настолько, что казалось, ее уже не спасти. Речь даже шла о сносе. Но, к счастью, три года назад дачу полностью отреставрировали — и теперь ей снова можно любоваться без боли (приятный бонус — здание не огородили трехметровым непрозрачным забором, как многие особняки вокруг, — так что его можно рассмотреть со всех сторон).

Особняк Фоллинвейдера

Большая аллея, 13

Это здание в 1904-1905гг. построил Роберт-Фридрих Мельцер — один из самых модных архитекторов того времени (по его проекту построены, например, здание Ортопедического института в Александровском парке и комплекс зданий Психоневрологического института на Бехтерева; к тому же, будучи архитектором императорского двора, он разрабатывал интерьеры комнат Зимнего дворца и других царских резиденций). Заказчиком был Эдуард Фолленвейдер — швейцарский подданный, успешный портной, поставщик Императорского двора.

В особняке есть что-то и от швейцарских вилл (возможно, заказчик хотел иметь на своем участке кусочек своей родины), и от английских неоромантических особняков. Но все это — с характерными чертами «северного модерна»: контрасты разных форм, объемов и материалов, асимметрия (каждый фасад отличается: чтобы оценить замысел архитектора, здание нужно обойти кругом), башенки и, конечно, окна разных форм и очертаний, которых здесь больше 10 видов.

В советское время здание использовалось как санаторий. Тут тоже часто снимали кино — от «Приключений принца Флоризеля» до «Господина оформителя». С 1993 по 2009 годы в особняке располагалось консульство Дании, после чего его передали в частные руки (предположительно — в компанию, принадлежащую сыну Валентины Матвиенко). Планировалось реконструировать его под гостиницу с рестораном и SPA-центром, но пока новостей об открытии нет. Тем не менее, зданию повезло: оно находится в хорошем состоянии, а внутри даже частично сохранились исторические интерьеры (что для особняков Каменного острова большая редкость).

Кстати, неподалеку от этого дома Мельцер выстроил особняк и для себя (Полевая аллея, 6) — деревянный терем в древнерусском стиле. К сожалению, сейчас он практически скрыт от глаз прохожих, поэтому и не вошел в наш маршрут.

Особняк Шене

Сквозной проезд, 3

Дома, которые архитекторы строили для себя, всегда становились своего рода манифестом их любимых стилей (ведь можно было не ориентироваться на мнение заказчика и строить так, как нравится). Вот и дом Василия Шене, одного из пионеров модерна в Петербурге, именно таков. Здесь видны все характерные черты модерна: контраст объемов и геометрических форм, врезанных один в другой, асимметрия (все фасады разные, и все они равноценны), исторические реминисценции и аллюзии (в данном случае средневековые), высокая двускатная крыша, свободно разбросанные по фасадам окна всевозможных форм.

В советское время дом сначала переоборудовали под квартиры, потом, в 1970-е — под государственную резиденцию. В 2008 году здание отреставрировали и передали под государственную гостевую резиденцию президента. К сожалению, большая часть особняка скрыта высоким забором, но кое-что разглядеть можно.

Дача Клейнмихель

Наб. Крестовки, 12

Это здание вы тоже могли видеть в фильмах о Шерлоке Холмсе: на этот раз в «Сокровищах Агры». Первый особняк на этом месте был построен еще в 1834 году по проекту Штакеншнейдера. В начале XX века, когда здание перешло к жене полковника Преображенского полка графине Клейнмихель, его перестроили в стиле модерн с уклоном в неоготику и обнесли кованой решеткой. В свое время особняк был одним из центров светской жизни Петербурга. Его посещали императорская семья, высшая аристократия, иностранные послы и люди искусства; здесь проходили балы-маскарады, которые считались лучшими в городе. Позже, во время Первой мировой войны, графиня прямо здесь открыла госпиталь, где помогала раненым.

Кстати, существует версия, что когда случилось революция и дачи начали национализировать, 71-летняя графиня изящно вышла из положения. Она закрыла в своем доме ставни и вывесила на ограде объявление: «Вход строго воспрещен. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Позже дачу все равно национализировали (и на ней даже бывал Ленин), но это позволило графине выиграть время, спокойно собраться и отбыть за границу.

Сейчас в здании находится Дом приемов Управления делами президента. Но благодаря тому, что решетка, окружающая его, по-прежнему кованая (а не непрозрачный трехметровый забор, как обычно на острове), ничто не мешает любоваться дачей Клейнмихель из-за ограды.

Дача Кугушевой

Боковая аллея, 1

Этот двухэтажный особняк, напоминающий охотничий домик, построил архитектор Константин Прейс для княгини Кугушевой, причем сама заказчица активно участвовала в разработке проекта. Здание построено в «русском стиле», который тогда — в 1895 году — только-только начинал входить в моду. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Главное украшение дачи — затейливая башенка с элементами «русского стиля» и готики. Кстати, дом так всем понравился, что после его постройки Прейса буквально завалили новыми заказами.

В советское время здание поделили на коммунальные квартиры. А с 1970-х и по сей день в здании располагается детская художественная школа им. Кустодиева. Поэтому (о чудо!) никакого забора вокруг нет, можно подходить и рассматривать.

Дом Гозе (дача Орловой)

Боковая аллея, 11

Эту деревянную дачу, яркий образец стиля модерн, в 1907 году построил уже знакомый нам архитектор В.И. Шене для сапожного мастера Петра Гозе. Но уже через несколько лет, в 1914 году, ее перестроили для жены полковника М.Г. Орлова, значительно расширив.

Последнее, что известно о даче — в 2006 году ее продали на аукционе и два года спустя начали реконструировать под гостиницу. Кстати, это здание (и особенно его служебный флигель) можно увидеть во все том же «Шерлоке Холмсе»: в нем жил чучельник Шерман из «Сокровищ Агры».

Также читайте на «Скамейке» текст о дореволюционных дачах Сестрорецка.

Материал на нашем сайте: Музей модерна под открытым небом: дачи и особняки Каменного острова

Автор: Светлана Ворошилова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка