Да и только ли на советские? Оказывается, их начали производить еще в Российской Империи, и вот уже больше 100 лет это любимое лакомство детей и взрослых, а Шишкин - любимый художник, соответственно.
А вы когда-нибудь задумывались, почему с Шишкиным у нас в первую очередь ассоциируется его знаменитое “Утро в сосновом бору”? Конечно, многие вспомнят старые добрые конфеты “Мишки в лесу”, которые сделали картину хрестоматийной и узнаваемой, эдаким символом образцового русского искусства. Не удивлюсь, если некоторые будут называть именно эту картину — любимой в русской живописи.
И все это благодаря кондитерской фабрике “Красный Октябрь”, которая выбрала картину практически фирменным знаком своей продукции.
Сегодня уже многим известный факт: мишек писал вовсе не Шишкин. Работу он создавал совместно с художником Константином Савицким, который и изобразил косолапых. Картину сразу же купил Павел Третьяков для своей коллекции и только по ему известным причинам пошел на хитрость: стер фамилию Савицкого из подписи. То ли желая придать ей веса, то ли считая участие второго незначительным, то ли исходя из личного отношения.... Обидно, наверное.
А как же картина попала на обертку конфеты?
В конце 19 века кондитерская фабрика “Эйнем” — одно из крупнейших “сладких” производств, вела интересную рекламную кампанию. Они начали выпускать конфеты с коллекционными вкладышами “Русские художники и их картины”. Вообще, на фабрике большое внимание уделяли именно оформлению своих сладостей. Так, коробки и от кондитерских изделий у него напоминали коробки для драгоценных артефактов. Замысел был хитрым: коробку сохраняли, и это было своеобразной рекламой и постоянным напоминанием о вкусном подарке, вызывало желание попробовать еще или подарить близким.
С разрешения Третьякова, в подборку произведений русской живописи включили и “Утро в сосновом лесу” Ивана Шишкина. И почти сразу ее даже стали печатать на индивидуальной обертке.
Впоследствии появился и дизайн: бирюзовый фон, орнамент из еловых веток, 6-конечные Вифлеемские звезды. Художник Эммануил Андреев оформил так конфеты, потому что они были желанным и распространенным подарком к Рождеству. Забавно, что героями стали мишки, а их и не Шишкин совсем писал.
В 1925 году фабрика стала называться “Красный Октябрь”, а конфеты - “Мишка косолапый”. Кстати, стоили они дорого: 4 рубля за килограмм. Для сравнения, на эти деньги можно было купить 20 буханок хлеба. Говорят, что Маяковский даже придумал шуточный слоган:
“Если хочешь кушать “Мишку”, заведи себе Сберкнижку”.
Этот слоган даже печатали на обертках 1920-х годов.
Уже в послевоенное время дизайн изменился: елочки стали одного цвета с фоном, декор и звезды убрали. Таким оформление остается и по сей день. А вот рецепт конфет практически не меняется. Конфеты-пралине с вафлями были очень любимы и в Российской Империи, и в СССР, и в современной России.
Вот такая интересная популяризация искусства, жаль, что закрепилась только картина Шишкина. А вы любите "Мишек"?