Новая вспышка Covid-19 по всему миру провоцирует значительные ограничения мобильности граждан в разных странах. Поэтому на последней неделе июня аналитики заметили падение цен на нефть. Однако прогнозы ОПЕК показывают, что в четвёртом квартале 2021 предложение нефти будет меньше спроса на 2,2 млн баррелей в сутки. Таким образом, представители стран-экспортеров нефти (ОПЕК, Россия и союзники) готовятся к послаблению ограничений на поставки.
В России цены на топливо продолжают расти: снижение цен не зафиксировано ни в одном регионе. Средний рост цен на бензин по сравнению с предыдущим годом составил 7,4%, а оптовые цены производителей выросли в среднем на 18,7%. Три четверти россиян уже сократили свои расходы на бензин. И, хотя к середине июня рост немного замедлился, его остановки ожидать не стоит. Почему так происходит, когда нефть дешевеет?
Из чего складывается цена на топливо на розничном рынке?
Бензин и дизельное топливо, которое мы оплачиваем на АЗС, являются уже конечными продуктами, которые с момента добычи нефти проходят достаточно длинный путь. Во-первых, стоимость топлива зависит от стоимости поиска и разработки месторождения нефти, стоимости покупки и транспортировки всего сопутствующего нефтедобыче оборудования, переработки сырья, а также транспортировки и хранения уже готового топлива.
Всё вышеперечисленное составляет около 40% стоимости продукта. Остальные почти 60% определяются налогами:
- до 17% — налог на добычу полезных ископаемых;
- до 16,2% — акцизы на нефтепродукты;
- 15,25% — НДС;
- 6,15% — налоги на прибыль, с фонда оплаты труда и прочие.
Таким образом, если топливо стоит 45 рубля 80 копеек, то 27 рублей 48 копеек с литра отходят государству, и около 18 рублей получает АЗС, на которой топливо было приобретено.
Почему падение цен на нефть негативно влияет на цены на бензин?
Российская экономика сильно зависима от добычи нефти. Поэтому изменение в цене сырья сказывается на стоимости российской валюты. Рубль дешевеет, что влечет за собой рост цен. Влияние также оказывает инфляция: она увеличивала стоимость нефтепродуктов на розничном рынке даже в 2018-2019 годах, когда государство принудительно замораживало цены.
Еще один фактор – прибыль нефтедобывающих компаний. Как было описано выше, налоговая часть значительно превышает доходную, которую компании направляют на добычу, транспортировку нефтепродуктов и модернизацию розничных каналов продаж. С каждым годом налог растет: например, с 1 января 2021 года ставки акцизов на бензин и дизель увеличились на 4%. Таким образом, нефтяные компании вынуждены поднимать цены, чтобы не работать себе в убыток.
Другой важный аспект формирования стоимости нефтепродуктов – это объем их продаж на бирже. Этот фактор говорит о том, сколько топлива нефтедобывающая компания обязана продать на внутреннем рынке и сколько может отправить на экспорт. В 2020 году норматив обязательных внутренних продаж бензина составлял 11% от всех добытых продуктов. Зимой Независимый топливный союз направил в Правительство РФ и Минэнерго письмо с предложением увеличить норматив до 25%. По мнению представителей НТС, эта мера значительно сгладила бы рост цен на бензин по всей стране. Позже, в конце мая, с подобной просьбой в Минэнерго обратился Российский топливный союз (РТС). Среди предлагаемых мер было увеличение объема производства бензина и повышение нормативов продаж на бирже с 11% до 15%. В июне 2021 Правительством РФ было принято решение увеличить норматив только до 12%.
Рост цен на топливо также регулируется с помощью механизма демпфера. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких должны заплатить в бюджет — это позволяет ограничить влияние колебаний цен на нефтяном рынке на стоимость производимого топлива. Причиной введения механизма стала вынужденная заморозка цен в 2018-2019 годах. Однако механизм работает в том случае, когда рост оптовых цен на нефтепродукты не превышает рост розничных – в 2021 году эта закономерность была нарушена. С 1 мая были введены корректировки в демпферный механизм. В нынешних условиях он предполагает государственные выплаты нефтяным компаниям, которые позволят им не слишком повышать цены.
Как рост цен на нефть сказывается на нашей повседневной жизни?
Даже если Вы не водите автомобиль и не покупаете топливо, рост цен на бензин влияет на Ваши расходы. И дело не только в падении курса рубля. Вот один из примеров.
Множество компаний из области сельского хозяйства предпочитают закупать топливо сразу в больших количествах весной, еще до начала ежегодного летнего повышения спроса. Это позволяет им сэкономить на бензине и дизеле и стабильно работать весь сезон. Однако в 2021 году весенний рост цен был критическим, что не позволило производителям сельхозпродукции экономить, как раньше. Таким образом, многие граждане заметили увеличение стоимости потребительской корзины. С начала года цены на овощи и выросли на 13,1%. Одна из причин роста цен – повышение расходов на производство продукции, которое зависит в том числе от стоимости бензина для сельскохозяйственных компаний. После процесса производства в игру вступают компании-перевозчики товаров, которые также вынуждены поднять цены на свои услуги в связи с увеличением стоимости бензина. Это добавляет к цене товара на прилавке еще несколько рублей. Супермаркет же вынужден увеличить цену из-за падения курса рубля, инфляции и налогов – прибавим к стоимости еще немного.
Каков прогноз на конец 2021 года?
«Правительство РФ, Минэнерго РФ и другие ведомства работают над тем, чтобы не допустить развития сценария нехватки топлива летом», — заявил министр энергетики России Николай Шульгинов.
Увеличение биржевых продаж сопровождается введением их регулярности и равномерности. Кроме того, постановление дает возможность торговать через биржу с помощью автомобильного транспорта прямо с завода. Ранее это осуществлялось только путем железнодорожных поставок. Предполагается, что эта мера позволяет отдельным компаниям отгружать больше нефтепродуктов, а также гарантирует их продажу непосредственно на АЗС.
Даже с учетом внесенных изменений эксперты прогнозируют, что к концу 2021 года рост цен на топливо все же опередит инфляцию. Базовый сценарий предполагает, что до конца года бензин станет дороже примерно на 8% (касаемо АИ-92). По мнению руководителя проектов ИГ "Петромаркет" Анны Лишневецкой, цены на бензин и дизельное топливо до конца 2021 года вырастут на 5%. В Минэнерго уверяют, что ситуация со снабжением топливом потребителей остается стабильной.