27 июня - День микро-, малых и средних предприятий
На прошедшем в июне 2021 петербургском экономическом форуме Путин заговорил о поддержке МСП (малых и средних предприятий). Но предлагаемые меры вызывают сомнения. Например, увеличить долю МСП в числе поставщиков продукции государственным организациям с 20 до 25%. Практика показывает, что нередко малые предприятия, выигрывающие тендер на поставки, появляются накануне торгов ("Бизнес FM"). Пользы малому бизнесу от этого никакого, деньги все равно достаются крупняку, давно сообразившему, как от имени малых предприятий доить бюджет с помощью фирм-прокладок.
Еще одна мера поддержки - убрать комиссию при оплате товаров малых предприятий через систему быстрых платежей. Вроде бы здорово, вот только этим способом покупатели интернет-магазинов пользуются крайне редко, так как он менее удобен, чем оплата картами иди электронными деньгами.
Хотя планы по увеличению доли малых предприятий в российском бизнесе у минэкономразвития и других ведомств есть, в реальности ощущение, что какой-то внятной концепции развития этого направления у правительства нет. Путин говорил, что к 24 году процент малых предприятий должен достичь 40%, минэкономразвития говорит о 32%, многие специалисты сомневаются, что можно достигнуть хотя бы 30%: для этого надо либо реально начать развивать производство товаров в стране, обеспечив налоговыми и иными льготами производителей, а не торговцев, либо передать долю госкорпораций малому бизнесу. С первым все сложно, второе "верхи" вряд ли захотят. В таком случае непонятно, по каким причинам должен возникнуть рост доли МСП ("Бизнес FM").
Еще в 2019 году правительство должно было увеличить долю до 23%, и вроде бы в начале 2020 года наметились позитивные подвижки в этом вопросе. Однако в течение пандемического 2020 года число МСП снова сократилось (и довольно сильно - на 3,9%). Их доля в российском бизнесе в течение 2019-2021 практически не меняется - она в районе 21-22% (уточнить). Даже если начать считать микропредприятиями самозанятых (1,7 млн), доля МСП, конечно, вырастет, но не настолько, чтобы достичь заданной отметки 32-40% за три ближайших года.
Наиболее реальной помощью МСП могли бы стать государственные гарантии под кредиты с пониженной ставкой. Однако реальность такова, что воспользоваться этим видом поддержки смогли за 5 лет менее 1% малых предприятий. При этом средняя зарплата в государственной "Корпорации МСП" составила 380 тыс, а зарплата членов правления - 3,3 млн (Газета.ру).
Омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова выступила на Петербургском международном экономическом форуме. Она отметила, что в России не сформирован экспертный совет, который четко мог бы сформулировать потребности малого и среднего бизнеса. Татулова подчеркнула, что предпринимателям нужны прибыльность и безопасность, а «меньше всего им нужны форумы».
«Бюджеты институтов, которые работают на развитие бизнеса, равны годовой помощи, оказанной предпринимателям... Не нужно нас развивать. Ничему меня, ни моих коллег не может научить человек, который сам не занимался бизнесом... Упраздните институты, которые нас развивают, дайте деньгами... Каждое телодвижение государства приносит только усложнение добросовестных участников рынка и предоставление конкурентных преимуществ теневому сектору»
Очень похоже, что той государственной помощи, о которой говорила Анастасия, малому бизнесу и впредь ждать не стоит. Мониторинговая закупка, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит — всё это предусмотрено действующим с июня законом. Несмотря на введенный мораторий на проверки, в 2021 году они возобновились. Такая непоследовательность в действиях правительства и государства говорит об отсутствии у власти настоящего желания развивать малое предпринимательство.