Есть мнение, что начальники считают своих подчинённых, скажем так, людьми недалёкого ума. И сотрудники аналогично думают про своих руководителей. Но на деле, конечно, всё не так однозначно.
Чтобы обсудить вопрос хотя бы с одной стороны, мы задали несколько вопросов эксперту Московской Академии Экономики и Развития, Борис Заку, который имеет собственный бизнес, и выяснили, что он думает о своих сотрудниках.
Борис, расскажите о своём бизнесе. Что это за бизнес? Давно ли он существует? Сколько человек у вас работает?
Бизнесом я занимаюсь восемь лет, шесть из них я владею магазином подарков “Плюшкин-Вилль”. Мы продаем товары через интернет и в розничном магазине в Москве. В команде сейчас 15 сотрудников, часть из них работают удаленно.
И как у вас с ними строятся отношения?
Хорошо строятся. Доверительно.
Прям со всеми?
Да, можно сказать, со всеми. Для меня как для предпринимателя, доверие — это фундамент в отношениях с сотрудниками. Если его нет, ты будешь постоянно тратить свое время на контроль и проверку их работы, тебе будет сложно отпустить какие-то процессы и твоих сил на все просто не хватит.
С администраторами розничной точки и интернет-магазина у меня довольно крепкие отношения. У них есть важные зоны ответственности, и я могу спокойно делегировать им задачи, потому что полностью доверяю. Но это должно работать и в обратную сторону — сотрудники тоже должны доверять тебе.
Они должны быть уверены, что ты хороший работодатель, что ты принимаешь решения, учитывая и их интересы тоже. Сотрудники розницы работают со мной уже не первый год, наше общение не ограничивается деловыми вопросами, я знаю про их семейные дела, проблемы в личной жизни. Это как раз история про обоюдное доверие.
А вот с теми, кто на удалёнке, у нас, скорее, более деловые отношения, но опять же доверительные. Они делают свои задачи, отвечают за результат. Я им доверяю и не контролирую каждое действие.
Бывает такое, что считаете кого-то глупым?
Ну, чтобы постоянно, конечно, нет. Зачем мне глупые сотрудники. Но бывает, что кто-то периодически тупит. А, когда начинаем разбираться, чаще всего выясняется, что человек просто поленился подумать.
Я вообще мягкий руководитель, поэтому мне иногда хотят «сесть на шею». Либо где-то профилонить, либо попытаться переложить свои обязанности на меня, делая вид, что сами не могут. Приходится на время становиться строгим начальником, чтобы привести всех в тонус. Но, благо, это случается не часто — не люблю на кого-то ругаться.
А дружите с кем-нибудь из сотрудников?
Ммм… Скорее приятельствую. Отношения хорошие, могу что-то простить, так как хорошо знаю человека. Но прямо так, чтобы дружить, скорее всего, нет. Приходится держать определённую дистанцию, потому что и поругать надо иногда, и, к сожалению, уволить тоже. А с друзьями и ругаться, и уж тем более увольнять их, очень сложно.
А часто приходилось увольнять?
Каких-то проходящих сотрудников, кто пришёл ненадолго и плохо себя проявил, да, приходилось частенько. Это не проблема, так как с ними ещё никаких тесных отношений не было. Но вот недавно продавал один из своих магазинов, а там новый собственник пришёл уже со своей командой. Пришлось команду той торговой точки распустить. Вот это было сложно, так как три года работали бок о бок. Но, вроде, хорошо расстались, без обид. Одна сотрудница даже на юбилей пригласила.
А кого обычно берёте? И как относитесь к сотрудникам, у кого нет профильного образования? Или к тем, кто только окончил какие-то курсы, но ещё имеет мало опыта? Таких берёте?
Честно говоря, я не очень смотрю на опыт. Можно 10 лет проработать в отрасли, но быть плохим специалистом, а можно прийти с краткосрочных курсов и быстро въехать в тему.
Лично я больше обращаю внимание на то, насколько человек ответственно относится к своей работе, как воспринимает критику, готов ли учиться и развиваться самостоятельно, без подталкиваний с моей стороны. Важно и то, насколько он инициативен, что он может сейчас, и чего он сможет достичь в перспективе.
Например, моя жена всю жизнь занималась административной работой — бумажками, проще говоря. Потом ушла в декрет с одним, потом — со вторым ребёнком. Полтора года назад решила, что хочет снова выйти на работу, но к бумажкам возвращаться не хотела. Поискала, подумала и пошла на курсы копирайтеров. Отучилась и сейчас пишет посты и для моего бизнеса, и для своих клиентов.
Ух, ты. А как нашла клиентов?
Бросила клич в Facebook, что пишет тексты. Ей подкинули несколько предложений. С одной фирмой в итоге договорилась, дальше ещё знакомые её кому-то рекомендовали. Потом зашла на фриланс-биржу. Так и нашла себе клиентов, с которыми сейчас работает.
Ну, это жена. Вы для неё стали первым клиентом. И, как понимаю, наняли её больше потому что она — жена. А вот с улицы взяли бы кого-нибудь?
Жену я взял, потому что она хорошо пишет, и я это знаю. Ну, и потому что жена, конечно, тоже)) Но с улицы… А что значит «с улицы»? Я уже сказал, что важнее не опыт, а что из себя представляет человек. У меня есть ещё копирайтер. Она ко мне, кстати, тоже пришла после курсов. Работаем удалённо (она из Ярославля). Портфолио у неё, когда мы познакомились, по сути и не было, но она предложила написать для меня два тестовых поста. Написала. Мне понравилось. Стали работать.
Мой SMM-менеджер в прошлом, кажется, товаровед. Прекрасно работает с соцсетями. Я доволен.
Мне важнее сам человек. Если это начинающий специалист, но с перспективой, то для меня это только плюс. Он будет держаться за меня, а я могу платить не слишком высокую зарплату, потому что человек только набирается опыта за счёт меня. А учатся они быстро…
… и уходят.
Не уходят. По мере их роста я и зарплату поднимаю. Так что все остаются довольны.
И что? Неужели больше никаких критериев нет?
Ну, почему же. Во-первых, в моей команде только женщины. Так получилось, что я сам, когда работал по найму, всегда работал в женских коллективах. Вот и когда бизнес свой сделал, тоже собрал женский коллектив. Мне с ними комфортнее, чем с мужчинами.
Во-вторых, я отдаю предпочтение женщинам, у которых есть опыт работы, и дети. Если у них есть опыт работы, пусть и не по профилю, значит, они знают, какие бывают работодатели, и я могу показать им, что у меня работать не хуже, а то и лучше. А наличие детей для меня — сигнал, что женщина, скорее всего, ищет место с комфортными спокойными условиями, которые позволят ей совмещать работу и домашние дела, чем метаться от работодателя к работодателю в поисках лучшего места и большей зарплаты.
Ух, ты. А говорят, что женщин с детьми не любят нанимать.
Думаю, это всё очень преувеличено. Да, некоторые работодатели боятся, что такие сотрудницы будут часто брать отгулы по болезни ребёнка или не смогут работать сверхурочно. Но у меня нет необходимости работать сверхурочно, а найти, кто будет сидеть с деньги в случае необходимости, у них как-то всегда получается.
Кроме того, стало много удалённых сотрудниц. И мне вообще всё равно, что они делают в течение дня. Есть задачи, есть сроки, Если они их соблюдают и качество не хромает, я доволен.
Борис, спасибо за интервью и за точку зрения работодателя.
А теперь вопрос к читателям:
Вы наёмный сотрудник или предприниматель? Как у вас строятся отношения с начальством? С подчинёнными? Делитесь своими историями в комментариях.