Если спросить людей на улице (а мы реально спрашивали), кто такой маркетолог, можно получить такие ответы:
- «Маркетолог — тот, кто делает рекламу».
- «Маркетолог — тот, кто заставляет нас покупать то, что нам не нужно».
- «Маркетолог — это проходимец». Да, так ответила нам одна дама, которая явно что-то знает;)
Если же обратиться к гуру маркетинга Филипу Котлеру, он скажет, что:
Маркетинг — это любой процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей.
Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что маркетолог — это специалист, который занимается управлением всеми процессами, направленными на удовлетворение нужд и потребностей потребителей.
В его обязанности входит и реклама, и ценообразование, и поиск каналов продаж, и разработка позиционирования товара. И во многом деятельность маркетолога опирается на то, что он знает о потенциальных покупателях.
Профессия маркетолога очень востребована. Но несмотря на обилие спроса и предложения, реально хороших специалистов мало.
Разберемся, какими компетенциями должен обладать хороший маркетолог.
№1. Исследования и аналитика
Под ней подразумеваются анализ:
- Целевой аудитории. Кто эти люди, чего они хотят.
- Рынка. Насколько он насыщен предложениями, какой присутствует потенциальный спрос и готов ли данный рынок к конкретному продукту.
- Конкурентов. Кто уже работает на этом рынке, чем их предложение отличается от вашего, почему они что-то делают, а что-то — нет.
- Каналов продвижения. Знания об эффективности рекламы дают понимание, насколько эффективна ваша работа и что стоит улучшить в рекламных процессах.
Умение анализировать эти и другие категории необходимо, чтобы правильно вести маркетинговую деятельность и предлагать востребованные товары целевой аудитории через каналы, которыми она пользуется. Иначе продаж не будет или они будут минимальными.
№2. Стратегическое планирование
Нельзя просто взять и начать что-то продвигать. Необходимо разработать стратегию, план её реализации, продумать маршрут клиента, построить прогнозы по продажам и выручке и сделать много чего еще. И самое главное — поставить цели и задачи. Без такой подготовки не будет понятно ни что делать, ни зачем делать. И к чему вся эта деятельность приведет.
№3. Медиапланирование
Хороший маркетолог должен знать, через какие каналы он может донести до потенциальных покупателей информацию о продукте. Сколько заявок может принести каждый конкретный канал, и с каким креативом в них заходить.
№4. Бюджетирование
Имея представление о том, во сколько обходится привлечение одного покупателя, маркетолог может спланировать, какой бюджет нужен для достижения поставленных целей по продажам. И наоборот. Зная, сколько денег у него есть на рекламу, маркетолог может правильно распределить его между каналами коммуникации, чтобы достичь поставленных целей.
№5. Развитые коммуникативные навыки
Работать автономно не может ни один маркетолог. Даже если он умеет делать сайты, настраивать контекстную и таргетированную рекламу, писать тексты и много чего ещё, он не сможет сам напечатать тираж листовок, разместить рекламное объявление в журнале или опубликовать статью в популярном СМИ.
Для этого необходимо взаимодействие с подрядчиками. И заключается оно не только в согласовании условий, но и в получении скидок, бонусов, приоритетных размещений. А всё это можно сделать только умея выстраивать хорошие отношения.
№6. Разработка новых продуктов
О каких новых продуктах может идти речь, если маркетолог чаще всего приходит в компанию, где уже есть готовый товар или услуга? Этот факт не отменяет того, что маркетолог может предложить что-то новое.
Предположим, вы занимаетесь маркетингом в туристической фирме. В процессе работы выясняете, что клиентам, кроме пакетных предложений, интересны еще и индивидуальные туры. Или помимо самих путёвок им нужны дополнительные медстраховки для детей. Вы можете предложить эти варианты руководителю и «упаковывать» их в новые продукты.
Тоже касается и сферы реальных товаров.
№7. Креативность
Маркетолог в своей работе сталкивается с необходимостью:
- Придумывать необычные механики.
- Составлять брифы коллегам и подрядчикам.
- Работать над контентом.
- Генерировать идеи для продвижения.
Для этого необходимо иметь креативное мышление. Оно является составной частью навыков, используемых для дистанцирования бренда от конкурентов.
№8. Знание психологии потребителя
Маркетолог работает с людьми и делает продукт для людей. Даже если это B2B сфера, решения в ней все равно принимают люди. И они реагируют даже на самые, казалось бы, незначительные нюансы.
Знаете ли вы, что неправильный цвет кнопки на сайте может снизить конверсию на 50%?
Или что фраза «Рекомендуем пополнить баланс до 21.06 во избежание отключения услуг интернета» гораздо положительнее влияет на лояльность к компании, чем фраза «Если до 21.06 не поступит оплата, мы отключим вам интернет». И таких тонкостей в маркетинге очень много.
№9. Выстраивание отношений внутри компании
Здесь идёт речь об общении с коллегами, руководством, другими отделами. Если вы работаете в крупной фирме, в штате наверняка есть дизайнер, специалист по SMM, копирайтер и директолог, с которыми вы вместе работаете над продуктом. Если вы сотрудник в маленькой фирме и весь ваш отдел представлен только вами, вы все равно общаетесь — как минимум с руководителем компании. Во всех этих случаях ваши задачи:
- донести до коллег и руководства идею;
- объяснить, почему эта идея важна и каких результатов можно добиться;
- отстоять свою точку зрения;
- добиться от коллег именно того результата, который необходим.
№10. Самообучение
Технологии развиваются с огромной скоростью и регулярное получение новых навыков — необходимость не только для маркетолога, но и для любого специалиста, который хочет быть востребованным и хорошо зарабатывать.
Ещё буквально год-полтора назад основная масса жителей крупных городов покупала продукты в магазинах. Сейчас же становится всё больше людей, которые заказывает доставку на дом.
Недавно мы не знали, что такое Tik-Tok. А сегодня работодатели требуют, чтобы маркетологи разбирались в Тик-Ток хаусах и знали популярных Тик-Токеров.
Каждый день появляются новые тренды, каналы продвижения и селебрити. К этому нужно быстро адаптироваться, чтобы не быть в отстающих. А потому склонность к самообучению очень важна для хорошего специалиста.
Заключение
Кто-то, прочитав эту статью, может подумать, что от одного специалиста требуют слишком много. Но поверьте, мы представили лишь несколько компетенций. Даже в нашей программе «Комплексный маркетинг» мы отрабатываем гораздо больше навыков.
А вы согласны с представленным списком? Какими ещё компетенциями по вашему мнению должен обладать настоящий маркетолог?