Найти в Дзене
Андрей Галюк

SWOT Анализ

Оглавление

Эффективное управление бизнесом, развитие проекта начинается с базового алгоритма изучения ситуации, который получил название SWOT анализ. Что это такое? SWOT – это комплекс маркетинговых и других исследований сильных и слабых сторон предприятия, услуги, товара, бизнес-плана, мероприятия или конкретного объекта (далее – ПРОЕКТА). Он включает в себя четыре фактора, о которых расскажем в этой статье.

Отметим, что до внедрения этого алгоритма, для определения перспектив бизнеса учитывали только сильные и слабые стороны компании. Например, сравнивали преимущества и недостатки, из их соотношения делали вывод о дальнейшем развитии. Кеннет Эндрюс расширил формулу двумя составляющими – факторами влияния извне и внутри, чем превратил анализ сильных и слабых качеств в одну из популярных моделей оценки бизнеса.

Для чего применяют СВОТ анализ?

Основная задача заключается в разработке бизнес-стратегии развития ПРОЕКТА, удостоверившись в том, что были учтены все главные факторы – движущие силы для успешного роста. А также рассмотрены возможности внутри компании, и внешние факторы.

SWOT-анализ подходит для проектирования стратегии нового ПРОЕКТА. Нередко алгоритм применяют и для самоанализа личностного, профессионального роста. Его также используют для конкурентной разведки в нише. Например, анализ помогает сегментировать имеющиеся предложения на рынке по степени их востребованности у целевой аудитории.

Для любого бизнеса важно реально видеть те рычаги, которыми он может управлять – внутренние ресурсы компании, а также понимать факторы, находящиеся вне зоны воздействия – внешние угрозы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время.

SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития любого ПРОЕКТА необходимо учитывать следующие характеристики:

·      S (strengths) – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого фирма увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.

·      W (weaknesses) – слабые стороны. Недостатки, где и в чем вы проигрываете конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли, мешают развитию, тянут назад.

·      O (opportunities) – возможности. Это рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию. Например, повышение квалификации сотрудников и прочее;

·      T (treats) – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений.

На три характеристики бизнес может повлиять. Например, устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (возможности) и усилить свои конкурентные преимущества (сильные стороны). SWOT-анализ учитывает также категорию внешних причин – угроз для роста. Это - природные катаклизмы, климат региона, курс валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и ряд других факторов.

Составляя SWOT-анализ, рекомендуется придерживаться следующих правил:

1.   Фокусировка на конкретном направлении бизнеса. Следует отбросить всё, что не относится напрямую к сфере деятельности компании.

2.   Выявление «своих» сильных и слабых сторон.

3.   Определение возможностей. Нужно ориентироваться на внутренние факторы, ими компания может управлять.

4.   SWOT-анализ ПРОЕКТА проводит группа людей, чтобы получить объективные результаты. По возможности, доверьте работу маркетинговому отделу.

5.   Используйте точные формулировки характеристик, избегайте пространных, двусмысленных определений. Чем конкретнее цель, тем понятнее пути её достижения.

Как делать SWOT-анализ?

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения исследования.

Шаг 1. Выписываем основные цели, задачи ПРОЕКТА. Выясняем, какие мотивы – зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.

Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны. Можно использовать следующие вопросы или аналогии к ним:

·      В чем сильны наши сотрудники?

·      Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?

·      УТП нашего ПРОЕКТА?

·      Почему нас выбирают покупатели, клиенты?

·      Какие есть характеристики у продукции?

·      Что мы делаем лучше других на рынке?

·      Какие сферы мы освоили «на отлично», помимо основной деятельности?

·      В чем мы слабы по сравнению с конкурентами?

·      Что мешает внедрять инновации в работу, техническое оснащение?

·      Какие есть недостатки маркетинга, рекламы, корпоративной среды?

·      Что мешает развиваться по стратегическому плану?

Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия – сильные и слабые стороны. Обсуждение полученной информации с коллегами, партнерами.

Шаг 4. Выписываем возможности ПРОЕКТА. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.

Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы – противодействие конкурентов, изменение законов, природные катаклизмы, политические санкции и прочее. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.

Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.

Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.

Рассмотрим SWOT-анализ пример: новая сеть закусочных быстрой еды в городе с населением 500 000 человек.

Сильные стороны – быстрое приготовление пищи, партнерство с местными пекарнями и поставщиками продуктов, обслуживание всех групп ЦА (дети, подростки, студенты, работники, пенсионеры), продукты от частников (качество).

Слабые стороны – слабая узнаваемость бренда, конкуренция с Макдональдс, большие затраты на рекламу.

Возможности – задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы в вузах и школах. Доставка еды на дом и в офис. Добавить в меню полезные продукты.

Угрозы – конкуренция с Макдональдс и Бургер Кинг. Противодействие сторонников здорового питания.

Еще один пример

-2

Как использовать результаты?

Выводы по SWOT-анализу делают на основе двух методик: быстрый просмотр и составление матрицы. Первый вариант занимает 20-30 минут и заключается в том, чтобы откинуть все лишнее и сконцентрироваться на приоритетных задачах. Например, усилить конкретный продукт или услугу за счет имеющихся возможностей.

Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам:

·      S-O – линия силы, то есть изучаются сильные стороны и возможности для того, чтобы стать ещё лучше.

·      W-O – линия улучшения. Как использовать возможности для нивелирования недостатков.

·      S-T – линия защиты. Как преимущества защитят от неконтролируемых внешних факторов. Устоит ли ПРОЕКТ под санкциями, при снижении спроса, повышении НДС и прочее.

·      W-T – линия предупреждения. Какие мероприятия запустить, чтобы предупредить будущие риски.

Часто эти два метода используют вместе. Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений. Следующим шагом выстраивают матрицу по стратегическим линиям.

Резюме

Мы изучили, что такое SWOT-анализ. Узнали, какие виды существуют, как его составлять и анализировать результаты. Что нужно запомнить? Этот алгоритм позволяет оценить положение компании на рынке и определить пути развития. Он не дает указаний что делать, но является стимулом для размышлений – как эффективно развивать проект в имеющейся ситуации.

А теперь, финальное, но очень важное задание, ответьте на вопросы, которые будут далее. Вопросы будут касаться пройденного материала. А теперь, всем успехов!
ЖИВИ С ОГНЁМ В СЕРДЦЕ!!!

БУДЬ ЛУЧШЕЙ ВЕРСИЕЙ СЕБЯ!!!

НЕ ПАСУЙ НА ПОВОРОТАХ, ЗА НИМИ ОПЫТ!!!

-3

Спасибо что прочли много букв, рекомендую почитать все мои посты, там много интересных мест и интересных статей о саморазвитии.

Друзья, всем хорошего отдыха и качественного развития! Мы посетили много мест в странах Азии, поэтому будет еще много таких интересных достопримечательностей! А так же, мы всегда занимаемся саморазвитием, поэтому рады представить вам самый качественный контент.

Спасибо что Подписались и поставили Лайк, а если вы еще и поделились моей историей со своими друзьями и знакомыми, это вообще плюс 10 к вашей карме)))

Подписывайтесь! Путешествуйте! Отдыхайте качественно! Развивайтесь стремительно! Читайте следующие и предыдущие мои посты обязательно!