Как же я люблю словосочетание "индивидуальный подход". Мало того, что нам в вузе про него на каждой паре говорили (а как его реализовать, не уточнили), так еще и из каждого утюга про него поют. И все свято уверены: он должен быть воплощен в жизнь любой ценой.
Вот представьте: сидит заклинатель змей с дудочкой. Прокашлялся, начинает играть. В его мешке - 30 змеек. При звуках музыки они вылезли, но вот дальше все пошло не так, как планировал заклинатель. А все почему? Да потому что одна змейка имеет нарушение слуха (привет инклюзии), и потому не понимает, что происходит. Она не виновата, просто там, наверху, решили, что ей не нужен тьютор. Да и специальный заклинатель тоже. Другая увидела в углу мышь и решила ее съесть, ей не до заклинателя. У третьей болит хвост, но ее заставили залезть в мешок. Четвертая без настроения, норовит укусить соседок, чем выводит из строя еще пятерых...Десятой нравятся стразики на дудочке, какая музыка, о чем вы? Одиннадцатая рассматривает себя в отражении на всей той же дудочки и норовит завить хвостом ресницы...И так до бесконечности.
А теперь внимание, знатоки, вопрос: сколько змей таки слушают музыку и учатся под нее красиво шевелиться? Правильно, 5. Остальные где-то в прострации. Может ли заклинатель сыграть для каждой змейки отдельно? Нет!
Уловили мою мысль? Какой может быть индивидуальный подход, если в классе сидит 30 человек?!
"Да Мариванна просто не пыталась!" - скажете вы.
Хорошо, простая арифметика. Урок длится 45 минут. Берем его классический вариант с новой темой и закреплением материала. Итого имеем:
-2 минуты - оргмомент (здравствуйте-я рада вас видеть-Иванов, убери телефон, ты на уроке-садитесь).
-3 минуты - проверили дз (спросили аж одного человека. Ладно, хорошо, двух).
5 минут прошло. Едем дальше.
-10 минут - раздали тетрадки, похвалили/поругали за домашнее задание - объясняем новую тему.
Осталось 30 минут на закрепление материала. Это целая одна минута на ребенка! Ураааа....
Родители порой жалуются, что Марьиванны часто дают небольшие проверочные работы. Знаете, зачем они так делают? Потому что это единственный способ проверить знания всех детей в рекордно короткие сроки и выяснить, понял ли тему Вася.
Можно ли реализовать индивидуальный подход в школе? Можно. При условии, что в классах будет по 10 человек. Тогда да, Марьиванна будет видеть каждого, и спросить, соответственно, сможет всех хотя бы по одному разу за урок.
А сейчас...каждая Марьиванна выходит из ситуации, как может. Кто-то после уроков оставляет. Кто-то на уроке старается выделить хотя бы 5 минут и заново объяснить тему отстающим. Кто-то делает индивидуальные карточки для закрепления темы. Но, согласитесь, с нашей программой, которая регулярно летит к чертям благодаря ВПРам и прочей нечисти, это мало чем поможет.
Учителя с удовольствием уделили бы каждому ребенку не по 1 минуте, а по десять! Но там, наверху, считают, что классы по 40 человек - это нормально. Особенно если туда поместить деток с особенностями и не выделить тьютора...Но это совсем другая история.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Давайте учить вместе!