Если вам когда-нибудь доводилось слышать «Море» Дебюсси, то согласитесь, что звуки этого дивного сочинения словно рождают пейзаж на наших глазах. Спокойный тембр английского рожка в сочетании с мерцающими на фоне скрипками создает зримую картину восхода солнца, в свете которого поблескивают волны. Возникают ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Скалы в Пурвиле, утро». Композиторы-импрессионисты стремились отобразить в музыке мгновение или впечатление, эмоцию – отсюда стремление импрессионистов к миниатюрным формам. Подобно художникам, великолепные музыканты Клод Дебюсси, Морис Равель и Камиль Сен-Санс смогли раскрасить музыку и сделать ее картинно-образной. В своих произведениях они воспевали одухотворенность и поэтичность природы.
Музыкальный импрессионизм зародился в 80-90-х годах XX века в творчестве французских композиторов – Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Но несколько раньше их достижения в области «новой музыки» предвосхитил Жюль Массне. Многие современники упрекали его в прямолинейным лиризме, называли «кондитерским изделием», до того сладкой казалась им музыка композитора. Тем не менее именно в его произведениях начали появляться первые черты импрессионизма – речитативный стиль в опере, стилизация старинной народной музыки и в особенности аккордовые блики – излюбленный прием Дебюсси и Равеля.
В остальном же импрессионисты крайне категорично отнеслись к «завоеваниям» их предшественников, представителей романтизма: они восстали против академической патетики и звуковой перенасыщенности, глубокомысленности и драматической тяжеловесности. А взамен предложили новую сущность искусства – тончайшую фиксацию мимолетных впечатлений, передачу едва уловимых настроений в беглой переменчивости звуковых образов, как это было и у художников.
В сочинениях импрессионистов проступает гедонистическое отношение к жизни. Музыка становится сферой чистого наслаждения: в ней слышится восторг и томность, вызванные созерцанием красоты внешнего мира. Именно поэтому среди сочинений импрессионистов так много композиций, посвященных природе: например, «Лунный свет», «Море» Клода Дебюсси или «Отражения», «Игра воды» Мориса Равеля.
Только послушайте, какое богатство красок, переливов оттенков, контрастов теплого и холодного в миниатюре «Море». И этого в музыке Дебюсси не меньше, чем в картине Моне. Сам композитор писал, что «Море — это все, что есть наиболее музыкального...».
И действительно – сколько простора, сколько богатства звуковой и образной палитры. Зыбкая, подчас неуловимая ритмика дает слушателям прочувствовать стихийность моря, уловить всплески волн, не поддающиеся никакой искусственной силе вроде четко выверенной пульсации. «Море» Дебюсси – как огромное полотно, которое создается на наших глазах. Каждый звук – новая краска, новое цвето-звуковое пятно, «растекающееся» в мелодию.
В творчестве Мориса Равеля импрессионизм получил несколько иной оборот. Равель сочетал в своих произведениях импрессионистическую размытость звучания с совершенно ясной и стройной формой, что как будто противоречит свободе этого течения. Но великий композитор виртуозно сочетал одно с другим. Ярким примером служит его «Испанская рапсодия» – совершенное по форме сочинение, и при том абсолютно в духе импрессионизма. Здесь проносится череда разнохарактерных образов: от таинственной, полной любовного томления ночи до ослепительного вихря народного танца.
У Равеля импрессионистская мягкость уходила несколько на задний план именно потому, что его привлекали танцевальные жанры, которые и делали произведения более стройными, уловимыми и привычными для ценителей четких форм. К таким шедеврам относятся «Павана», «Менуэт», Форлана и Ригодон из «Гробницы Куперена».
Среди композиторов, которые хоть и не принадлежали всецело к импрессионистскому направлению, все же заходили на его территорию, словно приверженцам других течений было не устоять этой волшебной палитрой звуков. Произведения Камиля Сен-Санса, например, в основном тяготеют к светлой лирике, созерцательности, но все же далеки от импрессионизма.
Однако и он соблазняется красотой этого музыкального стиля и создает «Аквариум» (одна из частей сюиты «Карнавал животных»). Прелестная миниатюра, напоминающая бесконечные колыхания воды. Волнообразные пассажи фортепиано как будто рисуют перед слушателями рыбок, чьи чешуйки переливаются всеми цветами. А хрупкое позвякивание колокольчика создает ощущение сказочности.
Если вы хотите вживую услышать произведения импрессионистов, позволить своему воображению унестись вслед за чарующей музыкой – приходите на концерт «Классика в соборе» 27 июня, который состоится в атмосферном концертном зале собора Яани Кирик.
С афишей можно ознакомится на официальном сайте classica.spb.ru