Найти тему
Коммерсантъ

Как ругали Пабло Пикассо

«Нелепые каракули, нацарапанные полубезумным тупицей».                                                      Фото: Ирина Бужор.
«Нелепые каракули, нацарапанные полубезумным тупицей». Фото: Ирина Бужор.

24 июня 1901-го в Париже открылась первая выставка 19-летнего испанского художника Пабло Руиса Пикассо. Первые критики были обеспокоены его легкостью и плодовитостью, в дальнейшем обвинения стали серьезнее: в картинах Пикассо видели проявление сатанизма, шизофрении и возвращения Средних веков. Weekend изучил отзывы критиков о Пикассо за 100 с лишним лет и выяснил, что их беспокоило

1. Говорят, ему нет еще двадцати, а он пишет по три картины в день. Эта неудержимость для него опасна; она может подсказать ему облегченную виртуозность, слишком легкий успех.

Фелисьен Фагю, поэт, критик, La Gazette d’Art, 1901

_____________________________________________________________________________________

2. Даровитый Пикассо — беспокойно ищущая, но лишенная «личности» фигура, весьма типичная для нашего времени жадных поисков оригинальности при почти всегдашнем отсутствии оригинальности подлинной.

Анатолий Луначарский, публицист, будущий нарком просвещения РСФСР, «Молодая французская живопись», 1913

_____________________________________________________________________________________

3. Пикассо является потворствующим вкусам буржуа и художником той же складки, что и Матисс. Он большой мастер, но вносит как раз те же разлагающие начала кабинетной работы, которая, собственно, и является не чем иным, как истинным академизмом.

[Илья Зданевич], поэт, критик, «Ослиный хвост и мишень», 1913

_____________________________________________________________________________________

4. Картины Пикассо — иероглифы Сатаны.

Георгий Чулков, поэт, критик, «Аполлон», 1914

_____________________________________________________________________________________

5. Пикассо — замечательный художник, глубоко волнующий, но в нем нет достижений красоты. Он весь переходный, весь — кризис.

Николай Бердяев, философ, «Пикассо», 1914

_____________________________________________________________________________________

6. Когда вы входите в комнату, где собраны творения Пабло Пикассо, вас охватывает атмосфера мистической жути, доходящей до ужаса. Это — удушье могилы.

Сергей Булгаков, философ, «Труп красоты», 1914

_____________________________________________________________________________________

7. Геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят.

Лео Польд, журналист, критик, La Grimaсe, 1917

_____________________________________________________________________________________

8. Я видел работы сумасшедших, заключенных в психиатрические лечебницы, и я скажу, что рисунки этих безумных художников намного превосходят предполагаемые произведения искусства, которые я видел на выставке.

Фрэнсис Ксавье Деркум, врач, The Washington Times, 1921

_____________________________________________________________________________________

9. Женщины становятся менее красивыми? Если нет, то почему многие современные художники делают женские фигуры тяжелыми, почти бесформенными, а их лица лишенными привлекательного очарования?

Ogden Standard-Examiner, 1922

_____________________________________________________________________________________

10. Таким он кажется поверхностным, деланным и ничтожным. Приходится мне часто спорить о нем.

Константин Сомов, художник, 1927

_____________________________________________________________________________________

11. Среди больных можно выделить две группы: невротики и шизофреники. Первая группа рисует картины с глубоким и отчетливым чувственным настроем. Вторая группа, напротив, создает произведения, моментально выдающие их отстраненность от чувств. К этой группе принадлежит Пикассо.

Карл Густав Юнг, психиатр, Neue Zuercher Zeitung, 1932

_____________________________________________________________________________________

12. Часто творчество его производит даже впечатление того, что художник совсем утратил управление собой, и средневековый человек, не задумываясь, увидал бы в этом действие нечистой силы.

Александр Бенуа, художник, «Последние новости», 1935

_____________________________________________________________________________________

13. Мне больше не нравится Пикассо, но, говоря начистоту, он единственный среди современных художников, за чьи работы можно заплатить пять тысяч долларов, другие не стоят и пяти.

Джон Грэхем, художник, из книги «Система и диалектика искусства», 1937

_____________________________________________________________________________________

14. Да, черт с ним. Он никогда не был хорошим художником. Он один из лучших политических интриганов.

Сэр Альфред Маннингс, президент Королевской академии художеств, 1940

_____________________________________________________________________________________

15. Как произведение искусства это одно из самых некачественных произведений, когда-либо созданных в мире. Семь футов на три фута чистой порнографии, вываливающей дерьмо на Гернику.

Хосе Мария Урселай, художник, 1946

_____________________________________________________________________________________

16. Пикассо, безусловно, гений, но не является ли его иконоборческая ярость предвестником возвращения в темные века?

Вальдемар Жорж, критик, «Панорама французской живописи», 1946

_____________________________________________________________________________________

17. Вся растопыренная и кривая, «Герника» выглядит как батальная сцена, по которой проехались дефективным катком.

Клемент Гринберг, критик, Arts Magazine, 1957

_____________________________________________________________________________________

18. Глядя на картины Пикассо, я всегда испытываю двойственное чувство. Мне кажется, что он и гений и лжец. Меня не оставляет ощущение, что я присутствую при покушении хитрого колдуна на человеческое лицо, причем движет им ненависть к тому, что он изображает.

Франсуа Мориак, писатель, 1963

_____________________________________________________________________________________

19. Оправданием для Бальзака и Пикассо может служить то обстоятельство, что идеи более глубокие и верные осуществляются часто в очень уродливом виде.

Михаил Лифшиц, теоретик искусств, «Почему я не модернист», 1963

_____________________________________________________________________________________

20. Это нелепые каракули, нацарапанные полубезумным тупицей в преддверии смерти. Вот что следует сказать о них.

Дуглас Купер, историк искусств, письмо в журнал Connaissance des Arts, 1973

_____________________________________________________________________________________

21. Пикассо — это гениальное чудовище и безразличный садист.

Марина Пикассо, внучка Пабло Пикассо, 2004

_____________________________________________________________________________________

22. Пикассо был просто большим хвастуном. Большая часть его работ по своей сути тривиальна.

Жермен Грир, писательница, The Guardian, 2010

Журнал "Коммерсантъ Weekend" №20 от 18.06.2021, стр. 6