Успех компании зависит от грамотной координации деятельности менеджера. Какой метод управления эффективен и как оценивать успешность компании – разбираем в статье.
Чтобы бизнес приносил весомую прибыль, необходимо уделять особое внимание управленческим процессам. Только грамотная координация деятельности организации позволит достичь поставленных целей.
Какими методами оперирует менеджмент?
В любой компании, независимо от направленности ее деятельности, имеется должность руководителя. Если говорить проще, то этот менеджер, который обеспечивает реализацию проекта компании в границах установленного бюджета и в конкретных временных интервалах.
Достижение целей компании возможно, если менеджер применяет эффективные методы управления – техники взаимодействия с персоналом. Как показывает практика, использование одной конкретной техники взаимоотношений не приносит видимых результатов, так как предприятие – это многоступенчатый механизм, охватывающий большое количество направлений.
Традиционно все методы управления делятся на следующие виды:
- административные – отношения формируются на основе приказов и распоряжений;
- экономические – введение штрафных санкций и стимулирующих премий за выполнение планов;
- психологические – стимулирование карьерного роста и мотивация.
Например, если менеджер использует в работе только «кнут», то отдачи от сотрудников ждать не стоит. Должен быть и пряник в виде поощрений. Поэтому применение одного метода менеджмента нецелесообразно.
Какая система менеджмента считается самой актуальной?
Для начала следует разобраться, что собой представляет система менеджмента. Это набор эффективных управленческих инструментов, которые позволяет реализовать в рамках организации принятые стратегии, принципы и политику.
Международный опыт позволяет говорить о том, что самыми эффективными, а значит, и популярными являются системы менеджмента:
- качества;
- IT-технологий;
- социальной ответственности;
- управления рынками.
Большим спросом среди компаний пользуется система ISO (ИСО), в которую входит свыше 100 систем. Внедрение этой СМК целесообразно для компаний, которые предпочитают следовать принципам единой системы управления.
Важно. Многие зарубежные страны устанавливают обязательно требование к компаниям, которые претендуют на реализацию своих товаров за рубежом, - наличие сертификата ISO.
Какую систему менеджмента выбрать?
Любой менеджер, каким бы он не был первоклассным управленцем, – это живой человек со своим характером и темпераментом. Поэтому при выборе системы менеджмента необходимо учитывать и этот нюанс.
Никто не говорит о том, что можно подобрать 100-процентные авторитарные или, напротив, либеральные управленческие методы. Напротив, грамотный руководитель должен быть гибким, таким, который сможет одновременно совместить несколько разных методов менеджмента, основываясь на актуальных условиях.
Эксперты выделяют несколько ключевых методов управления:
- По целям: консультативный или авторитарный стиль. В первом случае руководитель собирает совет из своих консультантов, ориентируется на мнение сотрудников, на основе чего принимает решение. Авторитетный стиль менеджмента подразумевает единоличное принятие решение и сильный контроль над его выполнением.
- По ключевым результатам. Если достичь целей при авторитарном или консультативном стиле невозможно, то следует отдать предпочтением менеджменту по результатам. Менеджер разрабатывает амбициозную цель, которая ставится перед штатом сотрудников. Для максимального эффекта ее делят на несколько действий и SMART-целей (достижимые, ограниченные временными границами).
Если стоит выбор между этими стилями управления, то отталкиваться следует от разных факторов. Не стоит упускать из вида и зрелость компании. Если в организации все производственные процессы налажены, проекты понятны для персонала, так как они уже были реализованы ранее, то предпочтение следует отдать методу управлению по целям. Если запускается стартап, который характеризуется инновационной деятельностью, то предпочтительнее будет менеджмент по результатам.
Какую методику не выбрал бы менеджер, успешность предприятия следует контролировать постоянно. Достижение цели еще не говорит о том, что управление осуществляется эффективно. Очень важно соотноситься эффективность предприятия и затраченные ресурсы – если наблюдается существенный перелом в пользу издержек, то управление внутри компании построено неверно.
Оценивать эффективность управленческой структуры нужно по следующим критериям:
- Финансовые результаты: прибыль, наличие неликвида, складские остатки и пр.
- Производительность – прибыль необходимо получать не в убыток потенциалу команды. Персонал должен быть мотивирован.
- Постоянное совершенствование. Нельзя стоять на месте – инструменты, которые были актуальны пару лет назад, могут не работать сегодня.
- Обратная связь. Общение с персоналом позволит выявить существующие недостатки в управлении и вовремя их ликвидировать.
- Рабочая среда. Чем спокойнее будет психологическая обстановка внутри организации, тем эффективнее осуществляется менеджмент.
Грамотное управление компанией – это целая наука, которая требует постоянного освоения и постижения новых инструментов влияния и взаимодействия со всеми участниками профессиональных отношений.