Найти тему
Катехизис и Катарсис

Зачем на войне нужны план, устав и резерв?

«Самый лучший план хорош до первого выстрела», «Воюют не по уставам», «Противник не будет действовать как написано у нас в уставе», и так далее. Мы часто встречаем подобные изречения. Иногда они даже оформляются как цитата какого-то полководца. План и устав кажутся какими-то устаревшими элементами, которые только мешают эффективно управлять боем. Или, наоборот, многие пишут, что «нужно было все хорошо спланировать», но что под этим скрывается не осознают. А зачем резерв нужен вообще непонятно. На первый взгляд и по бытовой логике все же правильно? Есть нюансы. Давайте разбираться.

Командование «Великой Германии» умудрилось как-то на весь день потерять из виду приданный полк Пантер
Командование «Великой Германии» умудрилось как-то на весь день потерять из виду приданный полк Пантер

Мы часто встречаем людей, которые считают, что управление войсками – это какой-то неимоверный плод мыслительной деятельности командира, состоящий из одних только хитростей. Причем заранее ничего спланировать и подготовить нельзя – ведь после первого выстрела все планы пойдут крахом. И вообще зачем какие-то планы и уставы, если можно как в компьютерной игре быстро увидеть, что и как происходит в бою, и перекинуть войска туда-сюда, кликнув каждому мышкой. Ой, но ведь у командира какой-нибудь 11-й танковой дивизии или 2-го механизированного корпуса нет мышки. И монитора нет, чтобы там посмотреть, что происходит. Да и компьютера, в общем-то.

В реальной армии времен ВМВ действия происходили несколько иначе. Если переводить на «игровой» язык, то некий «туман войны» скрывал от военачальников не только противника, но во многом и свои собственные части. Причем это могло происходить не только в глубоком прорыве. В один из первых дней наступления на Курской дуге, когда немецкие части пытались прорвать оборону Воронежского фронта, немецкий 48-й танковый корпус умудрился весь день не иметь понятия, где действуют части дивизии «Великая Германия». В командовании дивизии тоже не очень себе представляли, где находятся танковые и некоторые мотопехотные части дивизии. Имелся общий план, задачи для частей, начался бой, а дальше они сгинули где-то, потеряв и радио, и проводную связь. Части исчезли? Нет. Они прохлаждались и не вели бой? Нет. Может быть, они попали в окружение и были уничтожены? Опять нет. Может быть, они прорвались далеко вперед? И снова нет. Имеющиеся средства связи не обеспечивали постоянный контакт, части не могли себе позволить или не захотели отправлять связных с донесениями, а командование не смогло их быстро отыскать. В итоге весь день части дивизии были предоставлены сами себе, а командование не получало толком никаких докладов. Некому было «посмотреть» командирским взглядом на «монитор», некому было «кликнуть мышкой» по батальонам и ротам, чтобы быстренько организовать какую-то атаку или отход.

 Не очень четкое руководство и недостатки планирования привели к большим задержкам в наступлении 48-го танкового корпуса и особенно дивизии «Великая Германия» 5-го июля 1943 г.
Не очень четкое руководство и недостатки планирования привели к большим задержкам в наступлении 48-го танкового корпуса и особенно дивизии «Великая Германия» 5-го июля 1943 г.

Но как же в такой ситуации вообще руководить боем? Здесь как раз и включается план и устав. «Но ведь противник же не будет действовать так, как написано у нас в уставе!» - вспомнит иной читатель. Или другой вариант: «Действовать по уставу, значит действовать по шаблону, а противнику только это и надо!». И сразу станет понятно, что устав он не читал. В уставе не написано, как будет действовать противник. Там так же не написано, как действовать в каждой конкретной ситуации. Однако там есть указания, как действовать вообще в принципе. Что нужно обязательно делать, чтобы не сесть в лужу. И почему это надо делать. Конечно, уставы разных стран отличаются, какие-то вещи могут быть описаны более или менее подробно, что-то идет в других документах. Но в общем что я понял, прочитав немецкие, американские, советские и российские уставы за разные периоды времени, это то, что устав – это сборник неких общих полезных советов и указаний. Там объясняется, как вообще в принципе действуют части. Как взаимодействовать с саперами, с танками, с авиацией, с артиллерией. Как и зачем проводить разведку. Как отдавать приказы и что должен содержать приказ командира батальона мотопехоты на БТР (именно этот устав у меня сейчас перед глазами). Кстати, приказ командира батальона на атаку – это далеко не просто тыканье пальцем в карту с указанием: «атаковать туда». Это достаточно информативный документ, включающий данные о противнике, данные о своих силах, о соседних частях, намеренья полка, задачу полка, организацию батальона, задачу батальона, задачи подчиненных подразделений, инструкции по взаимодействию для поддержки, связи, информацию о местности и препятствиях, место для снабжения, для ремонтных и медицинских подразделений, сигналы, ориентиры, линии разграничения и так далее. «Действовать по уставу» подразумевает выполнять необходимые действия, без которых едва ли удастся достичь успеха. Если не совсем понятно, как действовать, но уставные требования выполняются – проводится разведка противника, разведка местности, рекогносцировка, устанавливается взаимодействие, головной дозор и охранение, связь, то и командир части с меньшей вероятностью окажется в затруднительном положении. Но что же ему делать, помимо выполнения уставных норм?

А вот тут в дело вступает план. Помните все то, что должно быть в приказе командира батальона? А теперь представьте себе, что командир полка, дивизии и корпуса тоже сделали свою работу. Они заранее организовали разведку, снабжение, установили взаимодействие, продумали план боя, ближайшие задачи и задачи дня, и вовремя довели эту информацию до подчиненных. К чему это приведет? К тому, что даже если связь полностью умрет, подчиненные будут знать наперед, чем им весь день заниматься, кто с ними взаимодействует, где он должен находиться, кто конкретно за что отвечает, какая в их зоне ответственности местность, и чего от них ожидают в конце дня. И при этом еще и части обеспечены необходимым насколько это возможно, ведь планирование включает в себя и организацию снабжения. В итоге все расходятся выполнять задачи с пониманием обстановки и намерений командования. То есть план не говорит куда каждый стрелок будет стрелять в следующие два часа. Он скорее говорит об общей организации и подготовке боя. При хорошо спланированном бое подчиненные смогут решать внезапно возникающие проблемы эффективнее и смогут в итоге добиться выполнения задач. А количество и значимость внезапно возникающих проблем при грамотно проведенной разведке будут существенно снижены. Имея грамотный план начальства с одной стороны, и понимание уставов и наставлений с другой стороны, командиры частей смогут раздать указания подчиненным в соответствии с обстановкой. Причем если подчиненные хорошо знают устав и следуют ему, не придется их понукать выполнять базовые вещи. Те самые базовые вещи, которые прописаны в уставе, и без выполнения которых успех дела стремится к минимуму. А в реальности постоянное пренебрежение уставом приводило к катастрофическим последствиям. Поэтому командование раз за разом требует устав соблюдать: проводить разведку противника, разведку местности, рекогносцировку, обеспечивать бронетехнику пехотой, не забывать про правила использования бронетехники, и так далее.

Из-за плохо проведенной разведки местности и координации действий в первый день «Цитадели» тяжелые потери несли саперные части «Великой Германии»
Из-за плохо проведенной разведки местности и координации действий в первый день «Цитадели» тяжелые потери несли саперные части «Великой Германии»

Но может ли командир части управлять боем в процессе? Или он только занимается подготовкой и отдачей грамотных приказов? А что если ситуация поменялась? Как реагировать? А если все части связаны боем или связь с ними прервалась? Здесь в дело вступает резерв. Порой кажется, зачем вообще держать какие-то части, когда остальные воюют? Ударь всеми силами, да и дело решено! Однако тогда командир потеряет возможность эффективно влиять на ход боя. Резерв нужен в том числе для того, чтобы иметь под рукой некие силы, которые можно быстро применить, если ситуация изменилась. Например, твои части нащупали слабое место в обороне противника, но все подразделения заняты боем – некого отправить «продавить» это место и войти в прорыв. Введи в бой резерв! Или пока ты бьешь в одном месте, противник неожиданно ударил во фланг. Отвести части из боя может не получиться, по крайней мере быстро. Под угрозой фланг, а за ним снабжение группировки. Выручит резерв. Или ты в обороне, и противник вот-вот прорвется. Можно подпереть оборону резервом или даже отправить его в контратаку. Вариантов много. Именно наличие свободных частей, не занятых в бою и имеющих связь с командованием, позволяет оперативно реагировать на изменение обстановки.

Итак, что же получается. Война в целом и сражение в частности – это на первый взгляд ужасающий хаос. Прямой контроль практически невозможен, приказы могут не доходить до частей, донесения о ситуации могут пропасть вместе с посыльным, убитым шальной пулей, провода оборвутся, а рации тех времен не очень надежное средство связи. «Туман войны» скрывает не только противника, но и твои собственные части. Что же делать? Нам помогут план, устав и резерв. План подразумевает, что командир заранее озаботился подготовкой сражения, организовал взаимодействие, связь между частями, снабжение, разведку. Необходимые и четкие указания должны быть подготовлены и отданы заранее. Тогда подчиненные будут осознавать, что от них требуется, какие силы имеются, и эффективно их применять. Устав – это некий сборник общих указаний, который говорит подчиненным как правильно действовать. Какие вещи нельзя упускать из виду, что обязательно должно быть сделано, какие обязательные условия для успешного выполнения тех или иных действий. Имея четкие указания сверху что делать, и подкрепляя их знанием устава снизу, командиры, например, батальонов и боевых групп будут следовать изначальному плану по мере своих возможностей, не забывая про обязательные мероприятия, прописанные в уставе. И даже если связь с командованием пропадет на время полностью, батальоны и боевые группы смогут продолжить выполнение задачи. Рано или поздно связь будет восстановлена, к чему они тоже должны прикладывать усилия. Некоторые сигналы можно подавать, даже не имея вообще никакой связи. Банальнейший пример – в случае выполнения начальной задачи дать три зеленых и одну красную ракеты вверх по заранее оговоренной схеме. Есть ли связь, нет ли связи, а наблюдатель эти ракеты скорее всего увидит и передаст командующему. Вышестоящий же командир получит либо донесения от частей, либо условные сигналы или даже сам увидит ситуацию с наблюдательного пункта. Он также может послать связного, который найдет подчиненный штаб или командира. В некоторых случаях вышестоящий командир даже выезжает на передовую сам. Затем, в зависимости от обстановки, если требуется срочное решение, может быть введен в действие резерв – он и быстрее сманеврирует к нужному участку, и будет свежее, чем уже участвующие в бою соединения.

Таким образом, план и устав не мешают полету мысли командира и хитрым тактическим ходам, и не ограничивают его от грамотных решений. Чем больше удалось организовать и учесть перед боем, тем меньше будет хаоса в самом бою. На месте может быть лучше видно, как конкретно выполнить поставленную задачу, но в большинстве случаев то, что прописано в уставе и применимо к обстановке, должно быть в том или ином виде выполнено. А резерв – это тот инструмент, которым принятые в ходе сражения решения можно быстро претворить в жизнь. Разумеется, это только общее описание, и ситуаций может быть море. Я же говорю о неких общих правилах. Противник не будет действовать так, как написано у нас в уставе. Да в уставе про него и не написано. Он будет действовать по своему уставу. И отличий между ними во многих местах не так уж и много…

Илинич Виталий.

https://vk.com/fretless.plague. Личная страничка автора.

https://vk.com/logicofwar. Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.

https://vk.com/catx2. Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.

Поддержать автора добровольным пожертвованием:

Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258