Найти тему
РБК Тренды

Что делать российским металлургам, чтобы стать мировыми лидерами?

Оглавление

Рентабельность российских сталеваров следует из низкой себестоимости продукции и низких же цен на товар. Но лишь глубокие перемены в бизнесе помогут россиянам остаться среди мировых лидеров, уверены аналитики McKinsey.

Фото: Russ Ward / Unsplash
Фото: Russ Ward / Unsplash

Как ни странно, в России сталелитейные компании намного прибыльнее иностранных конкурентов: маржинальность их достигает 20–25%. Для российских компаний отрасли характерна и низкая стоимость продукции, и невысокие затраты на ее изготовление. Одновременно зарубежные лидеры достигли значительных успехов во внедрении инноваций в производство, что позволяет россиянам конкурировать преимущественно за счет цены, а не за счет качества или сложности продукции. Поэтому отечественным сталелитейным фирмам нужно внедрять продуктовые и технологические инновации, что поможет и сохранить ценовое преимущество, и повысить конкурентоспособность по другим, новым для себя параметрам.

Металлургия будущего в России

Российская черная металлургия образца 2030 года в представлении McKinsey — передовая отрасль, использующая наработки Индустрии 4.0, производящая сталь для разных секторов экономики, при этом работающая над минимизацией своего вреда экологии. Схематически это можно представить следующим образом.

Влияние на страну.

  • заказчики получают уже конечные решения (конструкции и комплектующие);
  • российские компании активно осваивают новые технологии;
  • металлургия — передовая отрасль внедрения цифровых решений и поставщик кадров высокой квалификации;
  • в отдельных сегментах россияне являются первыми в мире, активно экспортируя заводскую продукцию;
  • предприятия сокращают выбросы вредных веществ.

Эффективность компаний.

  • высокий уровень автоматизации и роботизации;
  • использование больших массивов данных для оптимизации процессов;
  • высочайший уровень сервиса у поставщиков;
  • сохранение лидерства по себестоимости;
  • высокая доля (более 30%) конечных продуктов, решений и сервисов.
Фото: Christopher Burns / Unsplash
Фото: Christopher Burns / Unsplash

Рекомендации участникам рынка

Российским металлургам нужно решать две задачи сразу. Во-первых, продолжать внедрять процессные инновации и сохранять низкую себестоимость производства. Во-вторых, искать возможность создавать более сложный продукт и, кооперируясь с российскими и иностранными заказчиками, находить для него рынки сбыта.

Нужно четко понимать, где в цепочке создания стоимости находится ваш бизнес, стоит ли это положение менять и как. Для этого нужна стратегия внедрения инноваций, в соответствии с которой будет меняться операционная модель управления.

  • Необходимо глубокое изучение требований конечных потребителей, людей. Это переход от привычной работы b2bк схеме b2c, что особенно касается строительной сферы.
  • Также нельзя забывать про изучение лучших международных практик внедрения инноваций и партнерство с зарубежными концернами.
  • Создание культуры применения инноваций, борьба со страхом перемен. Отсюда должна возникнуть новая система постоянной генерации идей изнутри. Неплохим примером тут может стать кайдзен — японская философия постепенного, но непрерывного улучшения.

Это все касается операционного управления, следующий блок — организационная структура и ресурсы поддержки инноваций. В первую очередь речь идет о НИОКР и технологических умениях. Нужны компетенции в сфере коммерциализации разработок, управления процессом разработок, навыки моделирования, умение оценивать эффективность бизнеса, требуются также инструменты хранения и обработки данных. На это все нужны ресурсы, деньги и человеко-часы. Наконец, нужны механизмы управления внедрением инноваций: налаженный поиск и проработка идей, коллегиальное управление процессом, отдельный бюджет, механизмы быстрого принятия решений и прочее.

Читайте также:

Три российские атомные подлодки одновременно пробили арктический лед

Как мы будет зарабатывать и общаться через 20 лет? Предсказания российского бизнесмена

В России уже скоро роботы будут доить, а дроны сеять

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!