Найти тему
Наталья Коойман

Система патронажного ухода, перевернувшая голландское здравоохранение.

Патронажная служба обеспечивает медицинскую помощь на дому пациентам, которые из-за преклонного возраста, тяжелой травмы или заболевания не могут самостоятельно передвигаться.

Те, кто имеет тяжелобольного родственника в России, знают какая это больная тема- патронажный уход. Мало кто знает куда обращаться за помощью профессионала, что такое вообще- патронажный уход, как его получить и на что можно рассчитывать. В России эта тема только начинает развиваться. Расскажу как в Нидерландах один человек придумал систему, которая сделала прорыв в патронажном уходе.

Йос де Блок
Йос де Блок

Йос де Блок работал медбратом и видел, что система в Голландии несовершенна. Нидерланды -бюрократическая страна. Страна где заполняется очень много бумажек. По словам Йоса, на заполнение всяких бланков у специалистов уходило до 50 % рабочего времени. Специалисты не прикреплялись к конкретному пациенту, а постоянно менялись, в результате пациент никого не запоминал и не мог привыкнуть.

В голландской государственной системе патронажного ухода есть отдел планирования, который четко расписывает все поминутно: 2,5 минуты на смену компрессионных повязок, 10 минут на укол. Чтобы уложиться по времени, частенько оказывают некачественную помощь. Но так требует система. У медсестер часто было выгорание на этой почве и они бросали работу.

В 2006 году Йос де Блок решил создать собственную некоммерческую организацию, где все было бы по другому. Главной задачей было- финансовая экономия и повышение производительности труда. Девизом- человечность выше бюрократии. Назвал он организацию Buurtzorg.

Первое, что он сделал -пригласил ITшников, которые разработали специальную программу: все данные пациентов были оцифрованы и введены в компьютер. Большая часть процесса была автоматизирована, больше не надо было заполнять кучу бумажек.

Далее он внедрил нетипичное для голландской медицины самоуправление. Создавалась команда из нескольких человек, которые проживали по соседству с людьми, нуждающимися в помощи. Команда сама решает как организовать работу, сама распределяет обязанности, сама принимает решения.

Деятельность Buurtzorg началась с четырех человек. Как бы фантастически это не звучало: не вкладываясь в исследования рынка, ни в маркетинг и продвижение бренда, организация очень быстро стала набирать обороты и разрастаться по всей стране, благодаря "сарафанному радио". Таких мини -команд сейчас в Нидерландах очень много. В каждом звене есть специалист, прошедший обучение по работе с больными деменцией. Buurtzorg даже разработали собственную бакалаврскую программу для медицинских сестер. Изменив модель государственной системы, Buurtzorg добилась 50-процентного сокращения часов ухода, улучшила качество ухода и повысила удовлетворенность работой сотрудников.

Услуги Buurtzorg платные, но практически все покрывается медицинской страховкой. Другой источник финансирования – муниципальный бюджет, третий – небольшие суммы, которые вносят сами пациенты.

Бизнес-модель Йоса дестабилизировала существующую в Нидерландах систему здравоохранения. Сегодня в организации работает более 10 тысяч медсестер и медбратьев, это две трети всех существующих в Нидерландах медработников, работающих в этом секторе. Каждый месяц Buurtzorg получает сотни резюме от медиков, желающих перейти к ним на работу. Потому что здесь никто не устанавливает время обслуживания пациентов. Компанией управляет руководство из всего лишь 28 человек. Знакомство с пациентом медработник начинает с чашечки кофе.

Модель, придуманную Йосом де Блоком уже внедряют во многих странах.