Найти тему
Гипермышление

Зачем человеку учиться?

Простой вопрос, который может поставить в тупик. Попробуйте ответить на него самостоятельно, вспомнив то время, когда вы целенаправленно учились. (а не те отрывочные знания, которые мы сейчас получаем из самых разных источников)

Вопрос может показаться детским, но только до того момента, когда вы не начали на него отвечать сами, своими действиями
Вопрос может показаться детским, но только до того момента, когда вы не начали на него отвечать сами, своими действиями

Когда я учился, а было это в начале 90-х, я учился для того чтобы знать. И мне казалось что это очевидно. Знание само по себе сила! И знать что-то означает понимать, иметь способность действовать по-другому. Это какое-то неотъемлемое качество человека по сравнению с животными. Вот скажем умения и навыки вполне могут существовать без знаний о мире и о существе твоих действий. А потому сегодняшний перекос в высшем образовании в сторону навыков, тот же "world skills", это попытка превратить человека в биоробота, а университеты в училища, пускай и профессиональные. Лозунг "Делай как я" не заменит ни наблюдательности, ни экспериментирования. И что бы там не говорили про три этапа... традиционно после распила бюджета денег останется только на первый.

-2

Но тем не менее надо признать, что учеба часто имеет целью приобрести навыки. И чтобы далеко не ходить возьмем автошколу, обучение вождению. Хорошо бы знать что под капотом, или почему руль надо поворачивать в сторону заноса, а еще почему те кто справа имеют преимущество... Но по своему опыту могу сказать, что вождение это навык, по сути вы ведете автомобиль не задумываясь что делают ваши руки и ноги и почему. И именно автоматические реакции помогают вам направлять свое внимание куда-то еще на дороге, оттачивать свое мастерство. Например предвидеть поведение автомобиля, который не показывает поворотник, или стал неожиданно замедляться, а вы к этому уже были готовы.

Не так давно многие студенты признавались мне, что учиться исключительно для диплома, чтобы были корочки. Вспоминается история, когда в компанию приходит дипломированный специалист, а ему и говорят: "Забудьте всему, чему вас учили в институте!" и ведь научат всему что нужно всего за пару месяцев. Только вот при приеме на работу вас про корочки обязательно спросят и при их отсутствии вам не услышать заветной фразы. Для большинства организаций диплом о ВО - это как свидетельство зрелости о том, что вы умеете учиться.

Ну и последнее время идет бум IT специальностей, и многие online школы на фоне оплаты курса обещают зарплаты в 100-150 т.р. которые за месяц покроют ваши затраты. Получается, что идея учиться для того, чтобы зарабатывать деньги - жива и находит своих последователей. И здесь я не говорю о курсах повышения квалификации, где вы продвигаетесь в том, что уже давно делаете или обобщаете накопленный опыт, а именно выбираете профессию согласно будущей зарплате.

Обучение - это естественный процесс. Он сопровождает нас с самого рождения, когда мы учимся сначала ползать, затем ходить, пользоваться горшком, кушать ложкой, начинаем говорить, создавать свои игры, знакомиться, делиться, дружить, решать маленькие, но проблемы, задавать вопросы и не болтать лишнего, ... и казалось бы так оно бы и шло дальше... Но учебные заведения имеют обыкновение создавать нужную среду, организацию со своей культурой, жизнью, традициями и ценностями в виде стремления к истине, справедливости или порядку. И это невозможно прочитать в книгах или подсмотреть в видеоуроке, это создается окружением, окружающими вас людьми. И здесь дополнительной ценностью обучения становится принадлежность к сообществу.

И вот после таких высокопарных слов, чуть не забыл, скажу про банальное, учиться ради оценок. Иногда такое случается, когда начинает получаться, а потом как в покере начинаются выстраиваться комбинации "флешь" или "стрит", как тут не поверить в магию пятерок и не стать круглым отличником, особенно если получается. С другой стороны, многие курсы учат имеют систему оценки и обучение идет с применением бально-рейтинговой системы, где обучение превращается в обмен вашей активности на баллы, и в конце концов в оценку по курсу. По сути это становится целью, т.е. обучение ради оценки.

Другая история, которая периодически повторяется со студентами на самый первых курсах, это когда они знают зачем пришли, и их цель обучения лежит далеко за пределами учебного заведения, образования и будущей работы. Как правило это бизнес, или сверх-идея, этакий лейтмотив, который побуждает грызть гранит науки не потому, что за это "насыплют" баллов и поставят оценку, а потому что это приближает меня к моей цели, к мечте. И такой инструментальный подход к обучению только радует, так как образование - это не только набор инструментов, но и определенные ценности.

Не так давно, в разгар пандемии я встретил своего бывшего студента и с удивлением узнал, что после моих курсов и получения высшего образования он еще учился в другом учебном заведении. Зачем? - спросил я его. "А так, для души" - ответил он, и добавил: "Хорошее образование оно ведь не приближает человека к работе, а наоборот, отдаляет".

Ну и на последок, мы учимся для того, узнать кто мы есть, узнать свое предназначение, найти свое место и стать лучше...

-3

ИП.
Москва,
14.06.2021

p.s.
И вот оказывается появляется новая возможность - пройти обучение для того, чтобы найти и перейти на более интересную и высокооплачиваемую работу!
Как вам такое?