Найти в Дзене

Тициан и «не совсем всадники». К истории двух портретов великого мастера

Знаменитый портрет. Один из самых известных в истории мировой живописи. Он не только подтвердил удивительное мастерство своего автора, но и стал на многие годы образцом для других художников. А если быть точнее – портрет этот стал своеобразным мостом, соединяющим аналогичные скульптурные образы античности и раннего Возрождения с целой плеядой живописных портретов.

Тициан. Конный портрет Карла 5. 1548 Прадо, Мадрид, Испания
Тициан. Конный портрет Карла 5. 1548 Прадо, Мадрид, Испания

«Избранный император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический король Германии, Испаний и всех королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море-Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая». В общем-то понятно откуда вскоре возьмётся пышный титул Романовых, а потом Гольштейн-Готторпов. Вполне возможно, что отсюда и байка про наших самодержцев как псевдо-потомков Августа римского и прочие исторические бредни и басни вплоть до императора антиподов. Впрочем, владения Карла были действительно велики.

Вот карта

Исторические владения дома Габсбургов по состоянию на 1547. Карта из Википедии
Исторические владения дома Габсбургов по состоянию на 1547. Карта из Википедии

А ведь ещё недавно вся Вена тряслась перед победоносной армией Матьяша Корвина. Правда заслуг самого Карла тут не так много. Земли с «людишками» он получал только потому, что когда-то какая-то тётка или другая родственница удачно с благословения папы римского легла в постель с каким-нибудь местным правителем или наоборот. Это конечно очень «весомое и справедливое» основание считать себя господином почти всей Европы и безусловно «божественное» право распоряжаться землями и людьми.

Карта удачно составлена по состоянию на 1547 год, так как именно в этом году войска Карла 5 смогли одержать победу при Мюльберге над Шмалькальденским союзом. Собственно, эта битва и изображена на знаменитом портрете Тициана, точнее, Карл 5 в этой битве.

Это была уже как минимум третья встреча Тициана и Карла. Во время одной из них произошла знаменитая история, когда Карл будто бы посчитал незазорным собственноручно поднять упавшую у художника кисть и вернуть её маэстро. Я как-то вскользь касался этой темы

И всё-таки, что же не так с этим знаменитым портретом? Дело в том, что Карл 5 в Мюльбергской битве участия толком не принимал. Из-за сильного приступа подагры, он не просто на коня не мог влезть, а и на своих двоих стоять. Так что мы имеем дело с красивой агиткой (или сказкой) кому как хочется. Впрочем, от этого Тициан не становится менее великим.

Кроме того, исторической справедливости ради, следует отметить, что главный противник Карла в этой битве Иоганн Фридрих Саксонский также не мог передвигаться верхом. Он был настолько грузен, что большинство лошадок его просто не выдерживало. К тому же Иоганн Фридрих был излишне набожен (хотя, казалось бы, должно быть наоборот, он был протестантом, а не католиком). Сражение началось в воскресенье и Иоганн Фридрих потерял время, присутствуя на службе, пока войска императора выходили на боевые позиции. Помимо всего прочего, он по старой начальственной привычке находился где-нибудь в первых рядах, и курьер с известием о начале битвы никак не мог к нему пробиться. В итоге, Шмалькальденский союз потерпел поражение, а сам Иоганн Фридрих попал в плен и вынужден был подписать капитуляцию. Однако, через какое-то время он был восстановлен в правах, так как его преемник в Саксонских делах также выступил против Карла. В результате всех этих сложных интриг Иоганна Фридриха амнистировали и даже вернули часть конфискованного имущества (земель). Зато, во время пребывания в плену, бывший вождь протестантов также удостоился личного портрета работы Тициана.

Тициан. Портрет курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского. 1550-1551. Музей истории искусств, Вена
Тициан. Портрет курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского. 1550-1551. Музей истории искусств, Вена

Так творчество великого художника почти по-репортёрски пересеклось с актуальными событиями его времени. И то сказать, даже Карл 5 сейчас известен в первую очередь по своим портретам, а уж про его оппонента в битве смело можно заявить - мелкий политический деятель эпохи Тициана