Мы продолжаем публикации партнёрского YouTube канала "Интересно обо всём".
Точную дату появления на Руси первых бань никто не знает, как будто она была всегда, так прочно связан её образ с историей русского человека. Кто-то считает, что на Русь баня была завезена спартанцами или арабами, другие же уверяют, что баня – собственное изобретение славян.
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!
На самом деле, на территории современно России баня появилась задолго до славян. Древнегреческий историк Геродот (5 век до н.э.) описывал скифов - древний кочевой ираноязычный народ, который знал секрет бани и активно ею пользовался. Скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню, в которой мылись, лечились, просто расслаблялись и отдыхали. Скифы покрывали жерди войлоком, сооружали некий шалаш, потом вносили чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.
Житие мое... Русская баня в летописях и воспоминаниях иностранцев
В «Повести временных лет» (летописи Киевской Руси, составленной в начале XXII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором) описано путешествие апостола Андрея на русские земли. Проповедуя слово божье Андрей в своих странствиях дошел до земель, где находится современный Новгород. Там Андрей был поражён увиденным:
Русичи сидят в деревянных домах, наполненных паром, хлещут себя и друг друга вениками, после чего выбегают голышом на мороз и бросаются в снег.
Похожее описание, но в больших красках, дает некий арабский учёный-путешественник. -
«И нет у них купален, но строят они дома из дерева, и заделывают щели его зеленоватым мхом. В одном углу делают очаг из камней, а в потолке дыру для выхода дыма. В доме всегда есть сосуды с водой, которой поливают накалённый очаг, и поднимается тогда горячий пар. И в руках у всех связки ветвей, которыми они махают вокруг тела, притягивая горячий воздух к себе. Поры на их теле открываются, и реки пота текут с них, а лица – радостные и счастливые».
В летописях, датированных Х-ХII веками слово «баня» еще не существовало, русские племена называли их на свой лад: мовня, мовь, влазня, мыльня и др.
В уставе князя Киевского и Новгородского Владимира Великого (X-XI века) бани предназначались для немощных. Бани были в каком-то смысле лечебницами.
Московские князья парили бани водой из рек Неглинной и Москвы. Позже, в конце XIII века, по приказу Ивана Калиты от реки провели трубу из дуба, чтобы подавать воду в глубокий колодец-тайник, из которого её в дальнейшем набирали в разные сосуды и относили по домам.
Учёный из Германии Адамус Алеариус, живший в XVII веке, поражался традиции русских о совместном мытье мужчин и женщин писал следующее:
«Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».
Протопи ты мне баньку по белому. Виды бань.
На Руси было три вида бани: «чёрная» (или как ее еще называли «курна»), «белая», и баня в русской печке – влазня. Для удобства бани строятся на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.
«Чёрная» баня - самая древняя. В ней не было отверстия для выхода дыма, стены были чёрные от сажи, это, по сути, крошечная избушка из брёвен с очень низким потолком (около 1,5 м), разделённая на две маленькие комнатки. В одной комнате был предбанник, а во второй сама парилка. В парной была печь, полка и большая бочка с водой. Пол чаще всего укрывали соломой или ветками ели. Один из углов занимала печь-каменка, а другой дрова для растопки. «Чёрную» баню хорошо протапливали, дым, заполнявший помещения, выветривали через открытое окно. Потом окно закрывали, баню «пропаривали» - вытирали все поверхности мокрым веником. Таким образом со стен убирали копоть, а от распаренного дерева шёл приятный банный запах. На печку плескали воду, отчего всё помещение наполнялось паром. И можно было приступать непосредственно к парке – лёжа на полке хлестать себя веником, время от времени выбегая на улицу чтобы окунуться в снег. Мылись обычно прямо в бане, стоя рядом с бочкой и поливая себя водой, которую черпали ковшиками или чем-то схожим.
Позднее появилась «белая» баня, в которой дым попадал не в помещение, а выходил через специально сделанный дымоход. Когда дрова полностью догорали и весь дым выходил, заслонку в трубе закрывали и начинали плескать воду на раскалённые камни, чтобы было больше пара. В городах обычно строили «белые» бани. Точно так же создавались и общественные бани. Различие между личными и общественными было лишь в размере.
В малолесных районах России была популярна довольно специфическая печка: пространство внутри очень большое - около полуметра высотой и почти полтора метра длиной. После приготовления еды из очага доставали все угли и золу. Нагретые стены вытирали от копоти и золы мокрой тряпкой. На дно печи стелили доски или солому. Человека, который хочет помыться, засовывали на специальной лопате в устье печи и закрывали за ним дверцу. С собой человек брал большой сосуд с водой и берёзовый веник. Окатив стены водой, получали пар, который был насыщен хлебным запахом, который укреплял здоровье человека. После парения человека доставали из печки, и он отправлялся домываться в избу. До того, как мыло было распространено по всей стране, вместо него использовали разведённую в воде золу.
Считалось, что «чёрная» лучше укрепляет здоровье, чем «белая» из-за более высокой температуры и антисептических свойств дыма, который заполнял парилку.
В бане веник дороже денег
Говоря о русской бане, нельзя не отметит важную роль веника.
Самый универсальный, легкий и удобный - березовый веник. Он лечит от кожных заболеваний и благотворно воздействует на весь организм в целом. Битье березовым веником, в зависимости от интенсивности ударов, подходит как для расслабляющих, так и для бодрящих массажей.
Более тяжелый — дубовый веник. Он избавляет от излишней потливости и способствует заживлению ран. Для любителей «жестких» процедур дубовый веник подойдет в самый раз.
Главный конкурент по полезности — веник из смородины. Он не столь крепок, как березовый или дубовый, зато наполняет воздух невероятным ягодным ароматом.
Сибиряки — народ выносливый, они предпочитают веники из сосны. Любой хвойный веник — источник полезных веществ. Хвоей с древних времен лечили раны и ожоги, спасались при обморожении и экземе. Сосновый веник вылечивает многие заболевания дыхательных путей.
Самые легкие и мягкие — калиновые и кленовые веники.
Баня все грехи смоет. Баня в русских пословицах и поговорках
Русская баня тесна вошла в образ русского человека, а о ее полезности слагались мудрые пословицы и поговорки:
В бане помылся, что омолодился.
В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.
Хороший парок, сладок как медок.
Тело парит, здоровье дарит!
Банька - не нянька, а хоть кого ублажит.
Баня все грехи смоет.
Ходите в баню, и будьте здоровы!