Спрос на нефть к концу 2022 года поднимется выше уровня, существовавшего до начала вакцинации, однако производителям нефти придется увеличить добычу, заявило в пятницу Международное энергетическое агентство (МЭА).
Базирующийся в Париже орган ожидает, что в этом году потребление восстановится на 5,4 млн. баррелей в день (б/д), поскольку вакцины будут разворачиваться и экономика возобновит работу. В 2020 году потребление сократилось на рекордные 8,6 млн баррелей в день, поскольку пандемия коронавируса взяла верх.
В 2022 году ожидается дальнейшее увеличение на 3,1 млн б/д, что составит в среднем 99,5 млн б/д, а в конце года превысит уровень спроса до пандемии covid.
МЭА предупредило, что "восстановление будет неравномерным не только среди регионов, но и по секторам и продуктам", а медленное распространение вакцин может "поставить под угрозу" любое восстановление.
Ожидается, что спрос будет восстанавливаться быстрее в богатых странах, которые раньше получили доступ к вакцинам, в то время как некоторые отрасли, такие как авиация, отстают, поскольку сохраняются некоторые ограничения на поездки и все больше людей продолжают работать из дома.
"Широкомасштабное возвращение мировой авиационной промышленности к нормальной мощности, по-видимому, невозможно до тех пор, пока большинство стран не достигнет стадного иммунитета, что может произойти не ранее конца 2022 года", - говорится в докладе.
Ожидается, что страны, не входящие в Организацию стран-экспортеров нефти и ее союзников (ОПЕК+), в следующем году увеличат добычу на 1,6 млн баррелей в сутки, чтобы превысить уровень 2019 года.
В то время как страны ОПЕК+ будут иметь 6,9 млн баррелей резервных мощностей даже после повышения добычи на 2 млн баррелей в период с мая по июль.
"Даже если производителям ОПЕК+ удастся заполнить пробел, образовавшийся в результате роста спроса, объем добычи блока все равно будет более чем на 2 млн баррелей ниже среднего уровня 2019 года", - заявили в МЭА.
ОПЕК+ медленно наращивает добычу по мере восстановления мировой экономики. Члены ОПЕК и такие союзники, как Россия, сократили добычу в 2020 году, чтобы поднять и стабилизировать цены на нефть, которые в начале пандемии ненадолго упали в отрицательную зону.
МЭА сообщило, что запасы нефти в странах с развитой экономикой ОЭСР впервые более чем за год упали ниже среднего уровня до пандемии 2015-19 гг.
Нефть (CL=F) и нефть марки Brent (BZ=F) в пятницу утром выросли на 0,3% до $70,46 (£50) и $72,65 соответственно, поскольку оба бенчмарка продолжают расти. На прошлой неделе нефтяные фьючерсы достигли рекордных максимумов, при этом нефть впервые с октября 2018 года достигла отметки $70 за баррель, а нефть марки brent поднялась выше $72.
В среду США разрушили надежды на возобновление экспорта иранской нефти. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что даже если Америка достигнет ядерной сделки с Ираном, сотни санкций против Тегерана останутся в силе.
Это произошло после того, как МЭА опубликовало историческое предложение по достижению чистого нуля выбросов к 2050 году, что является необходимым условием для достижения цели Парижского климатического соглашения по ограничению глобального потепления на 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня.
В планах, опубликованных ранее в мае, содержится призыв к энергетическим группам остановить все новые поиски нефти и газа с этого года, чтобы сдержать глобальное потепление, заявила группа.
Помимо сокращения использования ископаемого топлива, МЭА также заявило, что потребуется беспрецедентный рост расходов на низкоуглеродные технологии - около $5 млрд. инвестиций в энергетику в год к 2030 году по сравнению с $2 млрд.
МЭА также призвало страны мира сосредоточиться на инвестициях в чистую энергию, чтобы позволить странам с формирующейся и развивающейся экономикой успешно осуществить переход.
Ежегодные инвестиции в чистую энергию в странах с формирующейся и развивающейся экономикой должны увеличиться в семь раз к 2030 году, чтобы мир смог достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, заявила группа.
Хотя в этих странах проживает две трети населения мира и на них будет приходиться 90% будущего роста выбросов, они получают лишь 20% финансирования, направляемого на низкоуглеродные технологии и другие "зеленые" инвестиции, говорится в новом докладе, подготовленном совместно с Всемирным банком и Всемирным экономическим форумом.