Что-то немного мы все подустали от грузовиков и тракторов. Давайте сегодня поговорим про нечто гораздо более специфическое.
Я говорю про транспортное средство, назначение которого вы сразу не сможете сказать, даже если я скажу вам, как оно называется.
Итак, перед нами грунтосмеситель Д-361Б родом из Советского Союза. Очень странная и интересная машина.
Давайте сначала разберемся, что же такое грунтосмесительные машины и для чего они нужны.
Я нашел перепечатку какого-то старого советского учебника, где пишут вот что:
Многороторные грунтосмесительные машины предназначены для разрыхления и измельчения грунта, дозирования и распределения вяжущих материалов, а также перемешивания их с грунтом за один проход с предварительным уплотнением.
Фактически, это практически грейдер, только выполняющий чуть более специфическую задачу. Он не просто уплотняет грунт, но и добавляет в него вяжущие материалы, делающие основу для будущего дорожного полотна более прочной.
Одной из машин был Д-361Б, известный так же как ДС-16Б. Он выпускался серийно во времена СССР Брянским заводом дорожных машин.
В основе машины — мощная рама, которая опирается на два ведущих колеса спереди и шесть ведомых поворотных колёс в задней части.
Последние расставлены на всю ширину обрабатываемой полосы и предназначены, в том числе, для уплотнения поверхности.
Д-361Б может внешне напомнить вам скреперы, но даже принцип поворота у них был другой: за счёт шарнирного соединения между передним и задним модулями, а не при помощи колёс.
Рабочие органы машины располагались между передних и задних колёс. Они крепились к собственной раме, которая могла регулировать их положение по высоте при помощи двух гидроцилиндров.
Если вы посмотрите на схему ниже, то увидите все эти органы. Под номером 15 идёт разрыхлитель, за ним под номером 14 — несколько фрез с гибкими лопатками и сзади, под номером 13 — двухвальная лопастная мешалка.
Таким образом, машина производит измельчение грунта, дозировку и введение в грунт вяжущих материалов и воды, перемешивание грунта с вяжущими материалами и предварительное уплотнение грунта.
Сверху установлена цистерна, в которой находилась вода, используемая для уплотнения.
Уплотнение также могло производиться цементом, который через гибкий шланг подавался в специальный приёмник из цементовоза с пневматической разгрузкой.
Водитель сидел в передней части рядом с двигателем. Машина оборудована гидравлическим рулевым управлением следящего типа, пневматическими тормозами на ведущих колесах от автомобиля МАЗ-525, а также ручными тормозами.
Интересно, что испытания Д-361Б при строительстве стабилизированных оснований оказались неудовлетворительными.
Одно из слабых мест — трансмиссия от грейдера Д-265. В последнем использовался дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с., в то время как на Д-361 применили гораздо более мощный 300-сильный мотор 2Д12Б.
Понятно, что это вылилось в огромные потери ресурса. Кроме этого, органы управления оказались непродуманными.
И всё же, после устранения основных недостатков, машина выпускалась серийно в небольших количествах.