Найти в Дзене
Marga: просто история

Несчастливая история: император, архитектор и собор

На месте, где пролилась кровь Александра II, вознеслись к небу купола собора. Непростого собора на непростом месте. Пожалуй, можно даже сказать, что участь всех троих была печальна - императора, чья гибель положила начало строительству, храма, обозначившего место трагедии...и архитектора, предложившего проект.

Началась эта история 1 марта 1881 года, когда взрывом бомбы, брошенной революционером Игнатием Гриневицким, были ранены двое: собственно, сам террорист, и тот, кому она предназначалась - русский император Александр II. Оба скончались в тот же день. Но, если имя первого было проклято, то второй удостоился мученического венца. Его страшная гибель была увековечена строительством собора Воскресения Христова на Крови, высотой в 81 метр, словно в напоминание о годе драматических событий.

Событие 1 марта 1881 г.: покушение на жизнь Александра II. Источник: WikiCommons
Событие 1 марта 1881 г.: покушение на жизнь Александра II. Источник: WikiCommons

В первый же месяц на месте ранения императора началась постройка часовни, имевшей временный характер. В то же время был начат и сбор денег по всей России - на будущий храм. Собрано было около 500 тысяч рублей, еще 1 миллион был внесен из личных средств царской семьи, оставшуюся сумму в 3 миллиона выделило главное казначейство. Строительство началось в 1883 году, когда после долгих размышлений Александр III, сын и наследник Александра II, выбрал, наконец, проект.

Одобренный императором проект Спаса был предложен архитектором Альфредом Парландом, замысел же принадлежал архимандриту Игнатию (Малышеву), настоятелю Троице-Сергиевой пустыни, который, по легенде, увидел храм во сне. В дальнейшем же работу над проектом (а изменений и замечаний вносилось немало) вел один Парланд.

Альфред Парланд к началу работы над своим главным детищем был уже человеком зрелым. Он родился 1842 году, род свой вел из шотландцев, и талантами своими был известен немало. Специализация в области церковной архитектуры сделала ему имя: он разрабатывал проекты для храмов Смоленска, Пскова, Новгорода, Петергофа. Удался ему и петербургский.

Альфред Парланд, архитектор. худ. неизвестен. 1900 г. Источник: WikiCommons
Альфред Парланд, архитектор. худ. неизвестен. 1900 г. Источник: WikiCommons

Под руководством Парланда собор строился больше 20 лет: и если само здание было достроено к 1897 году, то еще 10 лет потребовалось для оформления внутреннего интерьера.

Собор был готов к 1907 году. А спустя еще 10 лет грянула революция, которая трагически повлияла и на судьбу архитектора, и на судьбу собора. Альфред Парланд скончался от голода в холодном сентябре 1919 года. Храм же переходил из одних рук в другие, до тех пор пока не был закрыт в 1930.

В 1931 году было вынесено решение о его сносе, исполнение же откладывалось и откладывалось. До тех пор, пока в 1938 году вопрос вновь не был поставлен ребром. И вновь был утвержден снос, но на этот раз помешала война. В период блокады Ленинграда в храме размещался районный морг. Потом - склады, овощехранилище, и, наконец, Малый театр оперы и балета держал там декорации и костюмы.

В 1961 году при ремонте крыши в своде центрального купола был обнаружен немецкий снаряд, оставшийся с войны и чудом не разорвавшийся. Он пробил дыру под рукой мозаичного Христа Вседержителя и застрял, дав начало новой легенде: мол, лишь заступничество свыше удержало Спас от разрушения.

Только в 1970 году Спас был признан музеем, что дало начало реставрационным работам, затянувшимся на десятилетия. Говорят, какой-то острослов, намекая на вечность ремонта, заметил: леса с собора снимут не раньше, чем страна развалится. Леса убрали в 1991.