Потребность в приспособлении, которое бы перемещало тяжелые предметы, существовала еще в древние времена, когда людям приходилось вручную переносить грузы с места на место. Долгое время для этих целей использовался рабский труд. Сам процесс был очень трудоемким и занимал огромное количество времени.
Появление кранов и история профессии
Впервые идея о создании рычагов пришла на ум Пифагору в шестом веке до н.э. Однако до реальных подвижек в этом отношении было еще далеко. В России даже в начале 20 века на стройках тяжести таскали так называемые козоносы. Такое прозвище эти люди получили из-за коз — ящиков для переноски грузов, которые надевались на плечи. В козах переносились кирпичи и другие стройматериалы.
Впервые что-то похожее на современные краны появилось в пятом веке до н.э. на территории Греции. Там пандусы и рычаги заменило более современное на тот момент изобретение — шкив. Механизм значительно облегчил и ускорил подъем тяжелых предметов на высокие этажи. Позднее на смену шкивам пришли кабестаны и лебедки.
В 13 веке на территории современной Голландии (тогда Фландрия) появились стационарные портовые краны. В 19-м в истории развития кранов произошел резкий скачок благодаря тому, что при создании сложных подъемных механизмов стало использоваться железо. Это наделило строительные конструкции еще большей мощью и прочностью.
В 1834 году был впервые создан чугунный кран. Уже позднее, в начале 20 века, в Европе стали появляться высокие башенные краны. В Советском союзе автокраны впервые появились в 1934 году. Их изготавливали на заводе «Красный металлист». Первый был предназначен для автомобиля «Я-5». Он мог поднимать до 1,5 тонн.
Более востребованными краны стали, когда в строительстве начали использовать масштабные железобетонные конструкции.
На сегодняшний день существует огромное множество видов и типов кранов:
● стационарные и передвижные;
● пневмоколесные;
● рельсовые;
● гусеничные;
● плавучие;
● шагающие;
● канатные;
● неповоротные, полноповоротные и неполноповоротные;
● крюковые, клещевые, магнитные и грейферные.
Праздник, которому всего семь лет
Крановщик — ответственная профессия. Он должен отлично знать свое дело, соблюдать технику безопасности, знать физику и геометрию, быть психологически устойчивым и готовым к опасностям. Крановщики нужны не только в строительстве, но также на транспортных и промышленных предприятиях.
Свой праздник 4 июня крановщики отмечают неофициально, в том смысле что он не является государственным. Однако дата выбрана не случайно. Именно 4 июня в 2014 году Минюст России опубликовал приказ, определяющий стандарты профессии — машинист крана. А если есть профессия, значит должен быть праздник.
Мы от души поздравляем всех крановщиков с этим замечательным днем. Желаем вам быть лучшими в вашем деле, ничего не бояться, и чтобы ваш труд всегда оценивали по достоинству!
С праздником!