Найти тему
Советы юристов

Апробация коррупционного индикатора в социально-экономическом развитии общества

Коррупционный потенциал представляет собой совокупность факторов и субъектов, создающих условия для деформации системы целеполагания, учитывающей индивидуальные и групповые интересы противопоставляемые общественно полезным интересам. Поскольку понятие потенциала распространяется на всю сферу жизнедеятельности общества и индивида, определение количественных и качественных показателей именно коррупционного потенциала представляется весьма продуктивной задачей, решение которой определяет эффективность формирования общественного договора. Актуальными в связи с этим будут эмпирические социологические исследования, которые позволят произвести расчёт коррупционного потенциала, заложенного в обществе.

В феврале-апреле 2013 г. авторским коллективом кафедры Маркетинга и муниципального управления (Институт менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета) проведено социологическое исследование, целью которого стало выявление и оценка коррупционного потенциала учащейся молодёжи. Опрос проводился по шести базовым вузам города (35,29% от численности высших учебных заведений Тюменской области) и выборочная совокупность составила 691 человек (0,48% от общей численности студентов) из них: 667 человек (г.Тюмень) и дополнительно - 124 человека (г.Екатеринбург). В качестве респондентов выступили студент 2-4 курсов.

Степень и содержание воздействия на личность в процессе коррекции мировоззрения зависит от предрасположенности индивида к коррупционной деятельности и, следовательно, возникает потребность в количественном и качественном измерении указанных наклонностей человека.

Подавляющее число респондентов (81,52%) ответили отрицательно на возможность использования взяток при любых коллизиях, однако не стоит распространять такой результат на весь учебный процесс и тем более на будущую профессиональную деятельность (дальнейшие результаты подтверждают данное утверждение). Дисбаланс мнений зафиксирован и в ответах на вопрос: «Человек, дающий взятку, на Ваш взгляд….?» Позитивно настроенными к человеку дающему взятку оказались 33,9% опрошенных, при этом отмечают умение данного человека решать свои проблемы оперативно – 15,76%, что, как мы и указывали, характеризует активный предприимчивый жизненный стиль, столь высоко ценимый среди молодёжи. Уверенность в стандарте коррупционного поведения высказали 10,32% и, очевидно, эта категория нормоориентированных граждан попадает в группу с наибольшей степенью деформации личности. 44,33% полагают ситуацию «дачи взятки» как вынужденную меру, вызванную чередой форс-мажорных условий (иначе сложно объяснить столь высокую долю респондентов указавших на «жертву обстоятельств»).

Сложность изучаемого феномена порождает и противоречивость ответов респондентов. Так 81,52% заявили: «Взятки – это позор, я ими не пользуюсь». Однако на следующий контрольный вопрос: «Готовы ли Вы, в случае необходимости, прибегнуть к взятке?» получен иной результат, показывающий, что всего лишь 11,11% останутся непримиримыми противниками коррупционных сделок.

В той или иной мере готовность прибегнуть к такому варианту разрешения возникших проблем высказали три четверти опрошенных (74,71%), что не столь пессимистично в отношении реальных сделок, сколь негативно проявляется в отсутствии общественного порицания активных коррупционеров. Вероятно, именно нравственный вакуум по отношению к бытовой коррупции предопределяет низкий процент студентов информирующих правоохранительные органы о противоправных действиях третьих лиц (7,14%).

Ещё больше настораживает контингент обучаемых (6,92%), для которых взятка – это первый и наиболее приемлемый вариант достижения поставленных целей, впрочем, чуть далее, мы уточним данный показатель в сторону его увеличения.

Готовность давать взятку формируется из трёх взаимосвязанных факторов:

  • традиционность данных действий в той социальной группе, с которой молодой человек себя идентифицирует;
  • внутренних установок личности, сформированных в процессе воспитания;
  • собственного опыта, как правило, связанного с борьбой мотивов и расстановкой акцентов как на процессе, так и на результате.

В данном исследовании больший интерес вызывают не конкретные факты и соответствующие им нравственные коллизии сознания индивида, а количественно-качественная трансформация мировоззрения индивида.

В общем случае, лишь двадцать процентов молодёжи (20,41%) даже в перспективе не рассчитывают на взятку для получения требуемого результата (речь идёт, вполне очевидно, об оценках). Показательным является тот факт, что разница в процентах ответивших по городам (по данной позиции) составила 0,01%, указывая на обозначенную численность как некую константу. Вполне очевиден тот факт, что нравственность не только обладает аксиологической функцией, но и на основании полученных оценок подкрепляет, либо изменяет мировоззрение индивида, формирует его мотивационную и поведенческую жизненную стратегию. Кстати, сами респонденты, возможно интуитивно, подтверждают высказанную мысль. Так на вопрос: «Если человек может, но не берёт взяток, то как бы Вы это объяснили?» 52,49% указали на наличие твёрдых принципов у честного человека, добавив к этому ещё один признак – «порядочность» (37,87%). Тот факт, что доля респондентов, выбравших такие варианты, является подавляющей (практически 90%) вселяет определённый оптимизм, который, тем не менее, слегка «тускнеет» при знакомстве с реальными поступками и их побудительными причинами среди подрастающего поколения.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".

Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал.

Если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты