Найти в Дзене

Нижне-Обская ГЭС. Доводы "Гидропроекта"

Недавно мне подарили книгу «Приехали в город, который должен утонуть», которую написал Виталий Ливитин, межджу прочим с автографом автора. Дело в том, что про Нижне-Обскую ГЭС, которую должны были построить в районе Салехарда, он знает много. Много лет назад он случайно нашел документы, оставшиеся от так и не начатого строительства. Они лежали в сарае, в коробках. Кое-что он забрал себе.

Сейчас не буду делать обзор этой книги, но поверьте, она достойна больших тиражей, потому что на страницах изложена непростая и запутанная история этой ГЭС. Остановлюсь на человеке, который был одним из инициаторов и которому принадлежат слова:

«Не оправдается – взорвем плотину».

И это сказал главный инженер института «Гидропроект» А.П. Чемин. Это он брякнул во время обсуждения проекта в Институте географии Академии Наук СССР.

Приведу некоторые его высказывания, чтоб картина стала понятной. На возражение, что нефтегазовые месторождения Севера Западной Сибири уйдут под воду он безапелляционно заявляет:

«Затопленные нефть и газ добывать при затоплении будет еще прощу. Для разведки применим плавучие буровые установки, их институт «Гипроморнефть» спроектировал. На период затопления понадобиться штук 40-50 установок».
Между прочим, каждая стоила 2 миллиона рублей. И это не считая монтажа, обслуживания и ремонта. Но главное цель, а все остальное мелочи. О целях поговорим позже.

Далее Чемин предлагает:

«Потом намоем острова, с островов будем бурить и по подводным нефтепроводам перегонять нефть».

Что такое «перегонять нефть» по дну, уже хорошо знаем, дорого и опасно, тем более по тогдашним технологиям до беды было бы недалеко.

Паромная переправа Салехард-Лабытнанги. А ведь могли бы ездить по дамбе. Фото: Всеволод Липатов
Паромная переправа Салехард-Лабытнанги. А ведь могли бы ездить по дамбе. Фото: Всеволод Липатов

Потом разговор зашел о глобальных изменениях. Например, Чемину аргументировано объясняли, что такое огромное водохранилище неизбежно понизит температуру воздуха, а заодно увеличит ледовитость Карского моря. Но Чемин стоит на своем:

«Не понизит, а повысит».

Далее специалисты предупреждают о других последствиях:

«- Водохранилище 132 000 кв. км, столько же подтоплений по протокам. Вдоль их тоже люди живут!
- Это земли бросовые.
- Но река их кормит! Да и что с лесами будете делать?
- Лес придется вырубать. Но если делать это посуху – уйдут десятки лет, а время не терпит. Будем готовить проект подводной вырубки.
- Затапливается столько торфа, что, если сжигать его в котлах ТЭЦ на 500 лет хватит. При затоплении торф поднимется, всплывет и будет мешать судоходству по водохранилищу.
- Торф добывать надо, а ГЭС построим – и никаких забот. Мы получим дармовую электроэнергию.
- ГЭС и ЛЭП не оправдаются и за сто лет. И строить на глубине 35 метров, такого в практике нет.
- Нам нужно получить энергию как можно скорее, решить проблему надо скорее. Не оправдается – взорвем плотину!».

Вот так просто, сказал как отрубил: "не понравиться - взорвём плотину!"

О том, как собирались вырубать лес и прочих малоизвестных страницах строительства Нижне-Обской ГЭС расскажу в следующих статьях. Поэтому не забудьте подписаться, оставить комментарии.

Ваш В.Л.

Обязательно загляните на канал «ТыжИсторик», там много всего интересного группа увлеченных товарищей пишет, не пожалеете.