Найти тему

Дисграфия или дизорфография: как отличить и решить проблему безграмотности на письме?

Оглавление
У ребёнка на письме много ошибок и проблема долго не решается?

Значит, ему необходима профессиональная помощь специалиста. Но здесь следует точно определить, какого рода присутствуют ошибки, ведь трудности овладения навыком письма могут проявляться по-разному.

И самое важное – нужно понять, что у ребёнка: дисграфия или дизорфография, либо одновременно присутствуют обе проблемы.
Как тут разобраться: дисграфия или дизорфография?
Как тут разобраться: дисграфия или дизорфография?

Дизорфография – это неспособность применять на практике правила родного языка. При этом важно отметить, что интеллектуальные способности ученика и его устная речь могут быть довольно хорошо развиты. При дизорфографии совершенно необязательно, что ребёнок будет неаккуратно писать.

Ребёнок с дизорфографией преимущественно допускает ошибки, которые касаются знаний правил.

Например, он пишет «гласа» вместо «глаза», пропускает буквы в словах, где не слышится ещё одна согласная буква («праздник» - «празник», «шоссе» - «шосе» и т.д.). Другими словами, школьник пишет так, как слышит, то есть он не руководствуется правилами русского языка, хотя может знать их назубок.

Специалисты выделяют следующие симптомы дизорфографии:

  • Простое зазубривание правил без их понимания.
  • Неспособность привести примеры на только что изученное правило и, соответственно, применить его на практике.
  • Чрезмерное количество или, наоборот, нехватка знаков препинания в предложениях.
  • Подбор для проверки безударных гласных одинаково звучащего слова, а не однокоренного и родственного.
  • Наличие серьёзных сложностей при выделении частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания.

Что же такое дисграфия?

Под дисграфией понимается частичное нарушение процесса письма, при котором человек постоянно совершает ошибки, которые не связанны со знанием правил русского языка. Одно слово он может написать с разными ошибками, которые очень часто бывают довольно нелепыми. Да, дисграфические ошибки довольно специфичны и трудно поддаются логическому объяснению.

Дети с дисграфией очень часто имеют неразборчивый и неровный почерк.
-2

Вот наиболее распространённые дисграфические ошибки:

  • Слитное написание слов, предлогов со словами!
  • Пропуски и перестановка букв и слогов местами.
  • Замена гласных на другие буквы, даже если они находятся в ударном положении. Например, вместо «февраль» ребёнок может написать «февроль» и не заметить свою ошибку.
  • Смешение букв, которые внешне похожи по начертанию (ш-щ, н-к, п-и, б-д).
  • Отсутствие согласования слов в предложении.

Все мы родом из детства!

Стоит отметить, что в начальной школе дисграфия и дизорфография могут наблюдаться одновременно, однако с возрастом количество дисграфических ошибок уменьшается, а вот дизорфография может сохраняться и во взрослом возрасте.

Тотальная безграмотность - это ...

когда трудно разобраться и отличить дисграфию от дизорфографии. Тотальная безграмотность характерна для тех взрослых и детей, у которых есть рассогласованность в работе полушарий мозга и отставание в развитии функций левого полушария.

Что делать

и как стоит решать проблему безграмотности на письме?

Дисграфия у детей и взрослых. Для преодоления дисграфии на первом этапе коррекции особенно нужны специальные физические упражнения, которые бы позволили обеспечить правильный захват карандаша/ручки, снять тонус с запястья, в целом укрепить мышцы рук и повысить активность функций левого полушария. Одновременно следует работать над формированием правильной нейродинамики в чтении и письме и развитием зрительно-моторной координации.

Базовым упражнением для преодоления дисграфии и формирования правильной нейродинамики является графокоррекция, которая позволяет решить все эти проблемы и одновременно улучшает психоэмоциональное состояние.

-3

Дизорфография у детей и взрослых. Для преодоления же дизорфографии в первую очередь рекомендуется повышать орфографическую зоркость. Для этих целей стоит активно заниматься орфографическим чтением вслух, которое позволяет повысить уровень грамотности, преодолеть трудности с чтением и улучшить качество устной речи.

Представляем пример коррекция почерка и грамотности на письме по методу учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны:

Стоит отметить, что графокоррекция является универсальным упражнением,

которое эффективно как при дисграфии, так и дизорфографии. Потому что при регулярном выполнении графокоррекции в буквальном смысле меняется ритм работы мозга, что обеспечивает согласованную работу его полушарий и более спокойное отношение к монотонным занятиям. У ребёнка повышается грамотность на письме, улучшается почерк и он успешно преодолевает многие другие трудности с обучением. А если дополнительно ещё заниматься специальными физическими упражнениями, то справиться с дисграфией и дизорфографией можно довольно быстро – буквально за считанные недели!
Помогая детям преодолеть трудности по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, родители воспитывают внутреннюю силу и самодисциплину в ребёнке, а это является лучшими гарантиями того, что он станет самостоятельным и уверенным в своих способностях хорошо учиться!

Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru

Если статья была полезной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь данной информацией.