В 18 веке в Москве, которая столицей России не была, началась очередная эпидемия чумы. Нужно отметить, что в нашей стране такое случалось не так часто. Историки и обыватели нередко обсуждают вопрос: почему? Часто сходятся во мнении, что из-за соблюдения норм гигиены и правильных действий руководства страны. Но не будем углубляться.
В этой статье я расскажу, какие кладбища в Москве изначально создавали исключительно для чумных.
Новая волна
С 1771 года, примерно, всё началось опять. Люди, конечно, не видели своими глазами, но прекрасно знали, что было в 1654 году, поэтому были напуганы и принимали соответствующие меры:
· выкуривали места, где жили или временно находились больными;
· предавали огню дороги, по которым проходили процессии, провожавшие чумных в последний путь.
Нормализовать эпидемиологическую ситуацию в Москве был призван Григорий Орлов. И нужно отметить, что этот человек неплохо справился со своей задачей.
В частности, были увеличены премии за раскрытие информации о том, что в каком-то доме есть больной. Врачи стали получать большое жалование. В городе активно избавлялись от бродячих животных и мусора.
Границу города установили по Камер-Коллежскому валу, который был обнесен рвом. А за ним стали выделять участки для погребения тех, кто с чумой не справился.
Так и начали появляться особые кладбища. Они были за валом. И тогда это была пригородная территория. Но не сейчас.
Несколько кладбищ, расположенных в исторической части нынешней столицы, были организованы именно для чумных. Об этих местах расскажу далее.
Преображенское
Один из центов старообрядчества, куда везли федосеевцев. Течение получило название по имени боярина Федосея Урусова. Наиболее популярным, если можно так выразится, погост стал в начале 20 века. До этого там погребали чумных. А еще там нашло свой покой большое количество тех, кто воевал в Великую Отечественную войну и отдал жизнь за Родину.
Рогожское
Еще одно старообрядческое кладбище. То, что я начала рассказывать в первую очередь именно о таких, ничего не значит. В 18 веке здесь была Рогожская застава. Екатерина Вторая распорядилась погребать здесь старообрядцев. В веке 19-м вокруг погоста появилось поселение людей, которые не приняли никоновскую реформу.
Кладбище позже тоже использовали. Большевики посчитали, что здесь отличное место, чтобы хоронить жертв политических репрессий. А в годы войны тут же обрели покой защитники Москвы.
Миусское
У этого погоста непростая судьба. В 18 веке здесь начали хоронить тех, кто не смог победить чуму. Какое-то время это продолжалось. Была построена церковь. Но она обветшала, поэтому граф Иван Салтыков распорядился сравнять места захоронений с землей. Чуть позже тезка Салтыкова – Кожевников – купец – распорядился воздвигнуть новый храм. У Кожевникова на Миусском кладбище были захоронены родственники.
Даниловское
В Даниловскую слободу в 18 веке стали тоже свозить сгинувших от чумы. Интересно, что погост был разделен на две части. На одной из них погребали православных, на другой – мусульман.
Позже кладбище стало местом, куда отвозили тела мещан, ремесленников, купцов – людей не сильно богатых, но с капиталом.
Случилось здесь же, как минимум, два известных «переезда». На Даниловском был погребен основатель художественной галереи Третьяков. Его останки позже отправили на более престижное Новодевичье.
Тут же была погребена Матрона Никонова, мощи которой позже перевезли в Покровский монастырь на Таганке.
Пятницкое
Изначально оно носило название: Крестовское, потому что находилось за одноименной заставой. Но уже в 1772 году в этих местах была построена церковь Параскевы Пятницы. И погост переименовали.
Интересно, что церковь во имя Параскевы долго не просуществовала. Она была заменена храмом Живоначальной Троицы.
Старые захоронения, увы, ждала не очень приятная судьба. В 1930 году стали снимать богатые надгробия. Из них делали дорогу. По слухам, при строительстве знаменитого Дома на набережной использовались такие же плиты.
Ваганьковское
Наверное, самое известное. И оно было изначально чумным, постепенно росло и становилось всё более престижным.
Сейчас Ваганьковское может «похвастаться» тем, что на его территории захоронены:
· многие представители творческой интеллигенции;
· участники Отечественной войны 1812 года;
· люди, которые не выдержали давки на Ходынском поле;
· защитники Москвы от немцев;
· участники Августовского путча;
· жертвы теракта на Дубровке.
В общем, не кладбище – а «исторический музей». Простите за такое сравнение.