Личность эта незаурядная. Кривицкий знал шесть языков и легко мог выдать себя за гражданина любой европейской страны. Иностранный отдел НКВД чаще всего черпал такие кадры из еврейской среды, проживавшей за чертой оседлости в Российской империи.
Вот и Вальтер Кривицкий, настоящее имя которого Самуил Гинзберг, родился в Галиции на территории Австро-Венгрии в небольшом городке, который вошел в состав Украины лишь в декабре 1939 года. Светила бы способному еврейскому юноше карьера мелкого торгового служащего, если бы не первая мировая война и революция в России.
Большевистский социальный лифт поднял его на небывалую высоту. Гинзберг стал крупнейшим специалистом в Разведывательном управлении Красной Армии по странам Западной Европы. Он работал в центральном аппарате и получил псевдоним Вальтер Кривицкий. Сотрудники Разведупра верили, что они, работая заграницей, выполняют важные задачи по обеспечению безопасности своего государства.
Вальтер был направлен для работы сначала в Австрию, а потом в Германию. Проживая в Голландии под именем некого австрийца, он руководил советской военной разведкой в Западной Европе. Именно Кривицкий добыл информацию о заключении секретного пакта Гитлера с Японией, за что был награжден Орденом Ленина.
30-е годы были сложными для нашей страны. Сталин начал устанавливать режим своей личной власти. Любое инакомыслие в партии жестоко преследовалось. Население было недовольно проводимой властями экономической политикой. Какая-то информация о ситуации в стране доходила и до наших разведчиков, находящихся в длительных зарубежных командировках.
В конце 1936-го года Кривицкому пришло указание Центра заморозить деятельность агентурной сети в Германии. Она не должна была мешать планам Сталина начать переговоры с Гитлером. От Вальтера также потребовали представить компрометирующие данные на лиц, причисленных к «врагам народа».
Весной 1937 года Кривицкого вызвали в Москву. Он ехал через Хельсинки и Ленинград. Там встретил своего хорошего знакомого и спросил, как дела. Тот, оглянувшись по сторонам, ответил: «Тотальная чистка органов. Кругом одни аресты…».
В тот приезд Кривицкому удалось избежать ареста. Он вернулся в Голландию. Там ему поручили принять участие в ликвидации сотрудника, который замещал его во время отъезда в Москву. Вальтер предупредил своего товарища о грозящей ему опасности, а сам уехал во Францию, где попросил политическое убежище. Затем переехал в США. Историк спецслужб Колпакиди утверждает, что невозвращенец выдал десятки агентов, работающих в Европе на советскую разведку.
Сталин не мог оставить подобный случай без наказания виновника.
Тем более, что Кривицкий опубликовал в США книгу «Я был агентом Сталина». Разведке была поставлена задача ликвидировать предателя. Это непростое дело поручили нелегалу Григулевичу, выдав ему для этого пистолет, стреляющий струей цианистого калия.
Таким через 20 лет убили Степана Бандеру в подъезде одного невзрачного дома в Мюнхене.
Кривицкий проживал в отеле и был под контролем сотрудников ФБР. Ликвидатор никак не мог улучить удобный момент, чтобы подобраться к нему. Время шло и Центр поставил Григулевичу крайний срок исполнения приказа. Иначе …
Однако проблема решилась буквально на следующий день без вмешательства НКВД. В местной газете 30 10 февраля 1941 года появилась заметка о том, что в отеле обнаружен труп самоубийцы, который оставил несколько предсмертных записок. Это был Кривицкий. Видно его нервная система не выдержала, и он пустил себе пулю в висок.
Ну, а Григулевича все же наградили орденом Красной Звезды, по сути, ни за что. Однако предатель был ликвидирован.