Расскажу о подходе к обучению детей с РАС и ЗПР
Я сейчас собираю информацию по коррекционным школам нашего района. Мамы учеников рассказали мне интересные подробности о вариантах обучения детей с РАС.
Диагностика ПМПК: лучше снимать видео, сдавать Векслера и Ровена
Чтобы получить направление в коррекционную школу или остаться в садике до 8 лет, ребенок проходит ПМПК. По словам наших мам, ПМПК нашего района не слишком дружелюбная к детям.
Пример: мальчик Петя пришел на ПМПК, поздоровался, попросил карандаши, врач сказала: "Нет, сейчас ты соберешь пазл" и дала ему фигурку коровы из двух половинок. Тот кинул обе части пазла и ушел сидеть на диван. Мама объяснила, что сын собирает пазлы из 146 частей и включила видео, где Петя собирает по частям картинку с Рендж Ровером.
Витя перед школой почти не говорил, мама поставила его на учет к психиатру и получила от врача направление к клиническому психологу. Эта женщина оказалась очень доброжелательной и хорошо понимала проблемы детей с РАС: внимание, самопрезентация, взаимодействие. Тесты Векслера и Ровена они заполняли целых три дня, понемногу. Невербальный Векслер был сдан на высокий бал, а Вербальный - по нулям. Ровена - на средний бал.
Заключение этот психолог дала очень объемное и подробное, и с ним они уже пошли на ПМПК, где им дали программу для детей с сохранным интеллектом. Сохранила, себе на всякий случай, контакты этого психолога...
Аутизм - это умственная отсталость
Вы, наверное, знаете, что в Подмосковье почти не осталось "чистых" коррекционных школ. Раньше школа работала только с детьми одного профиля (VII, VIII, V), теперь внутри школы есть классы с разными программами в каждом классе: 7- ЗПР, 8 - аутизм, 9 - умственная отсталость и т.п. Чем тяжелей диагноз, тем меньше человек в классе.
Программы 7.1 и 8.1 - это обучение без ограничений общеобразовательной школе.
7.2, 8.2 - обучение в коррекционной школе с аттестатом общего образца, английский со 2-го класса;
7.3, 8.3 - обучение по программам для умственно отсталых, нет иностранного языка, физики, химии и т.п., вместо аттестата выдается справка.
Но это все на словах, а, на деле, подходы у разных школ разные.
Коррекционная школа через дорогу от нашего дома берет только детей по программам 9. Первый год дети учат только алфавит и лепят его из пластилина. Детей, умеющих считать и читать, туда не набирают принципе.
Школа в соседнем городе, назовем ее "Кустово", сосредоточилась на детях с ЗПР. У детей с ЗПР программа такая же, как обычной школе, просто класс 12 человек и первый год "размазан" на два, через 5 лет ребенок может быть переведен в 5-й класс общеобразовательной школы.
Аутистов туда берут со скрипом, предпочтительно по облегченной программе 8.3 (аутизм+л.у.о.). Мальчик Витя с на программе 8.2 там не мог удержаться даже на надомном: ребенок с ОНР не может бойко отвечать на вопросы учителя, писать диктант и делкамировать правило: "Жи" - "ши" - пиши через "И", ему конечно же рано было учить иностранный.
И, как сказала знакомая мама Оксана, чей сын обучается очно по программе 8.3:
- Школу "Кустово" порекомендовать не могу. Примут как РАС, а требовать будут как с ЗПР: чтобы вел себя хорошо, не забывал записывать за учителем. Только в старших классах нам повезло: пришла учитель, которая знала об АБА и готова была работать с аутистами.
Аутизм это +1 к интеллекту
Если проехать еще 10 километров на электричке, есть другой центр для детей с ЗПР, назовем его "Дивеево". В этой школе программы 7 и 8 предъявляют разные требования к успеваемости ученика.
Стастик - парень со смешанными чертами РАС и ЗПР, родители отправили его в школу учиться по программе 7.2, но через месяц оказалось, что Стасик ее не тянет: недостаточно работает на уроках, есть проблемы с гиперактивностью и речью. Родители срочно поехали на ул. 8 марта менять диагноз ЗПР на аутизм: школа предъявляет сниженные требования к детям с РАС, давая им "дозреть" еще несколько лет, "отрастить" навыки внимания, самопрезентации, диалога. А пока автоматически завышает оценки и трактует малейшие соманения в пользу ученика.
Класс у Стасика остался прежний: инклюзия есть и в коррекционной школе, только теперь за его работой на уроке следит воспитатель.
У этой школы очень хорошие показатели по реабилитации детей и цель перевести способных учеников в обычные школы. Но не всем это на пользу.
Сима была переведена из коррекционной школы в обычную в 5-м классе, если с поведением и успеваемостью все было нормально, то с отношениями не сложилось: одноклассники не приняли странную девочку. В 6-м классе девочка пыталась покончить с собой, и мама со слезами на глазах просила забрать ее обратно, в коррекционную школу.
Почему я считаю "ресурсные" классы и группы плохой затеей
Мари, мама Пети хочет, чтобы в нашем городе открыли ресурсный класс для аутистов. Она много работает, а бабушка старенькая, чтобы возить внука в "Дивеево". Для открытия такого класса нужно, чтобы в нем было не менее 6-8 первоклассников. Аутистов такого возраста у нас наберется и побольше, но их родители предпочитают надомное или таскаются в "Дивеево", и знаете почему?
Ресурсный класс звучит конечно красиво: и добираться удобно, и аттестат получается обычной школы, но...
Какой педагог придет учить детей? Какие будут соученики? Аутисты очень разные. Петя, например, в 100 раз умнее моего сына, но тот педагог, что научит его делать все команде может спокойно номинироваться на "Учителя года". Родители нашего района голосуют ногами за ресурсы образовательных центров и возможность создавать классы по способностям.
А где учится Ваш ребенок? Какие у Вас впечатления и ожидания от школы?