Найти в Дзене
Энергия+

Почему к 2030 году российские дороги станут качественнее?

Как сделать дороги качественнее и долговечнее? Ответ на этот вопрос был найден еще в конце прошлого века. В состав битума, который связывает воедино все элементы дорожного покрытия, стали вводить различные добавки. Так появились модифицированные битумы, или полимерно-битумные вяжущие (ПБВ). Какие у них перспективы в России?

ПБВ производятся на основе обычного битума с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификаторов. Вяжущие становятся более долговечными, устойчивыми к деформациям, разрушению и перепадам температур, что увеличивает срок службы дорожного покрытия в среднем в два-три раза.

В России, в отличие от стран Европы или США, практически до начала 2000-х емкость рынка ПБВ была исчезающе мала. До 2012 года общее потребление высокотехнологичного битума в стране не превышало 0,3% от общего объема производства вяжущих. В «Газпром нефти» посчитали, что растущие требования к качеству дорог в стране, новые масштабные проекты развития дорожной сети обеспечивают очень хорошую перспективу рынку ПБВ.

Первым НПЗ России, который освоил выпуск модифицированного битума, в 2011 году стал омский завод «Газпром нефти». В 2013 году на Московском НПЗ компании совместно с Total началось производство модифицированного битума под брендом G-Way Styrelf. В это же время в структуру битумного бизнеса «Газпром нефти» вошел Рязанский опытный завод нефтехимических продуктов — крупнейшее производство ПБВ в стране.

В 2020 году компания выпустила более 330 тыс. тонн высокотехнологичных премиальных вяжущих — это практически половина от всего объема производства ПБВ в России. В 2020 году была выпущена первая миллионная тонна инновационных битумов с момента начала промышленного производства этой продукции заводами «Газпром нефти».

-2

Однако дело не в количестве, а в научной и испытательной базе. В 2016 году в Рязани компания открыла собственный Научно-исследовательский центр битумных материалов (НИЦ). Комплекс оборудования НИЦ позволяет проводить полный цикл исследований вяжущих и асфальтобетонов, подбирать различные варианты рецептур по любому из действующих национальных и международных стандартов. Центр одним из первых в России начал разрабатывать вяжущие по методологии Superpave, получившей широкое распространение в мире. С ее помощью создаются рецептуры под разные климатические условия, трафик и осевые нагрузки по заказу различных регионов России и стран мира.

Рекорд НИЦ — разработка модифицированного битума с рабочим диапазоном температур более 120 градусов — от +82 °C до —40 °C. Такие ПБВ будут длительное время сохранять дорожное покрытие в регионах с самым неблагоприятным климатом. Например на Камчатке, где за зиму ртутный столбик термометра переходит границу 0 градусов порядка 200 раз.

Прогнозы экспертов «Газпром нефти» по поводу перспектив российского рынка ПБВ полностью оправдались. Уже к 2015 году доля ПБВ в дорожном строительстве увеличилась до 3–4%, к 2020 году — до 6%. Эксперты компании уверены, что потенциал роста рынка еще очень велик и объем потребления ПБВ и инновационных модифицированных битумных продуктов к 2030 году вырастет на треть.

Согласны с написанным? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».