Вирусные заболевания могут производить опустошающий эффект и приводить к огромным потерям. Предотвратить подобные ситуации позволит лишь строгое соблюдение норм биобезопасности, своев- ременное проведение вакцинаций и контроль численности переносчиков заболевания.
Вакцинация может показаться самым очевидным решением, но у нее есть и недостатки. В некоторых странах в отношении определенных вирусов использование вакцин может привести к ограничению импорта мяса и яиц, поэтому производители отказываются от вакцинации, за исключением чрезвычайных ситуаций: так обстоит дело с птичьим гриппом и болезнью Ньюкасла. Поэтому для борьбы с этими заболеваниями производители используют метод строгой биобезопасности, позволяющий уменьшить вероятность как прямого, так и опосредованного контакта с переносчиками.
На птицеводческих предприятиях источниками инфекций являются фекалии и биологические жидкости инфицированных птиц. Загрязнение может быть прямым, когда инфицированная дикая птица попадает на производственные объекты, или косвенным, когда возбудитель инфек- ции транспортируется на людях, оборудовании или на паразитах.
Доктор Курт Ричардсон, главный научный сотрудник компании Anitox, считает, что птицеводческая отрасль долж- на осознавать риск того, что корм может быть одним из путей проникновения вируса на предприятие. По его мнению, «несомненно, нужно гораздо больше знать о способности вируса выживать в кормах и таким образом проникать на предприятие; особенно это важно в отношении птичьего гриппа, являющегося одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается мировая птицеводческая отрасль. В мировой практике имеются примеры передачи инфекций через корм птице и свиньям, что указывает на то, что зара- женный корм может становиться причиной инфекции».
Прежде чем более подробно рассмотреть проблему переноса инфекций с кормами, важно обобщить то, что мы уже знаем по данному вопросу. Установлено, что корм был источником инфекции тридцать лет назад, когда разгорелась вспышка болезни Ньюкасла в Англии. Ингредиенты кормов оказались сильно загрязнены голубиным помётом, в результате комбикормовый завод производил недоброкачественные корма, которые явились причиной возникновения заболеваний на птицефабриках. Исследователи, обнаружив вирус у голубей, преградили им доступ к корму, что в дальнейшем подтвердило путь, по которому источник болезни попадал на предприятия.
«Случай с болезнью Ньюкасла показал, как вирус может передаваться посредством кормов, что повышает вероятность того, что и другие вирусы могут распространяться таким же образом, — отмечает доктор Ричардсон. — Десять лет спустя произошла вспышка инфекционной бурсальной болезни (ИББ) в Дании; очень вероятно, что данная вспышка была связана с комбикормовым производством, где использовалось загрязненное сырье животного происхождения, однако вирус все же не был выделен как из корма, так и из любого другого возможного источника инфекции».
«Несмотря на то что вирус не был выделен и нельзя было сделать окончательный вывод, случай с болезнью Ньюкасла показал, что проблемы инфекционного характера могут быть связаны с кормом. Данный инцидент послужил поводом для возобновления дискуссии, связанной с гранулированием кормов: по датскому законодательству, грануляцию необходимо проводить при температуре 81–86°С в течение 2,5 минут, что считается достаточным для обезвреживания вируса ИББ, но доказательств этому нет».
Недавние исследования, проведенные в Канаде, также подтверждают теорию, что инфекционная бурсальная болезнь может передаваться через корм. Результаты исследований показали связь между конкретными ком- бикормовыми заводами и участившимися случаями инфицирования вирусными заболеваниями, включая ИББ. Данное исследование начиналось как расследование причин вспышки реовируса, но в конечном итоге коснулось вируса анемии цыплят, аденовируса и вируса инфекционной бурсальной болезни. Как и после случая в Дании, связан- ного с болезнью Ньюкасла, итоги исследования не смогли полностью убедить фермерское сообщество в том, что корма могли быть основной причиной вспышки, тем не менее результаты были репрезентативны, чтобы работа в данном направлении была продолжена.
Вирус, который определённо был занесён с кормовым сырьем на предприятие, — вирус африканской чумы свиней. Во время вспышки в Восточной Европе десять лет назад исследователи смогли выделить вирус в корме, в котором содержалось недостаточно переработанное сырье животного происхождения.
Ещё один вирус, выделенный из кормов, также имел значение для свиноводческого сектора. Во время вспышки заболевания в Онтарио в кормах был выявлен вирус эпидемической диареи свиней. После первоначального заноса инфекции посредством кормов дальнейшее распространение вируса осуществлялось через транспортные средства и обувь.
«Итак, у нас есть три разных вирусных заболевания, где явным источником передачи болезни является корм, и мы знаем, как эти вирусы попали в него. Кроме того, существуют и другие вирусы, которые могут привести к инфицированию птицы через корм, — считает доктор Курт Ричардсон. — На самом деле мы не обладаем всей полнотой знаний того, насколько распространены вирусы в кормах, потому что мы ищем их только после серьезной вспышки. Я предполагаю, что вирусы в кормах более распространены, чем люди могут себе представить. Существующие меры био безопасности, вероятно, делают достойную работу, но не- достаточное внимание к кормам как к возможным источникам инфекции может быть причиной серьезных проблем».
Уже сейчас необходимо внимательно относиться к обеззараживанию корма для обеспечения биобезопасности на предприятии. Обычно обработка заключается в борьбе с бактериальной обсемененностью, но у доктора Ричардсона есть два мнения на этот счёт. Во-первых, высокая температура в процессе гранулирования может быть неэффективной для всех видов вирусов, как в случае с ИББ. Во-вторых, если корм не защищен от реконтаминации, он будет уязвим для повторного заражения на любой стадии, от момента изготовления и до попадания в кормушки.
Анализ роли корма как переносчика может помочь нам понять причину необъяснимых вспышек заболеваний. Доктор Ричардсон считает, что этот вопрос требует дальнейшего изучения: «Я видел все отчеты о возможных причинах вспышек: от диких птиц и до вспашек полей вблизи предприятий, но нигде не было приведено достаточно доказательств».
Что касается корма как потенциального субстрата для переноса вируса птичьего гриппа, то мы встречали гипотезу о возможном загрязнении кормов дикими перелетными гусями, то есть примерно так же, как это было в случае с заражением вирусом ИББ через голубиный помёт.
Кроме того, не исключено, что воробьи или другие неперелетные птицы подхватили вирус в водотоках, которыми также пользуются и перелетные птицы. В подобных водных резервуарах вирусы могут выживать в течение длительного времени, а местные неперелетные птицы переносят инфек- цию на комбикормовые заводы и впоследствии на фермы.
«Я думаю, что пришло время серьезно отнестись к передаче вирусов через корм. Нам нужно лучше понять, что происходит с вирусами во время технологических процессов на комбикормовом заводе», — подчеркивает доктор Ричардсон.
Инструменты для борьбы с вирусами в кормах уже доступны. Они в течение многих лет используются компаниями, занимающимися генетикой птиц, в составе комплексных программ биобезопасности для защиты ценных линий птиц. Ричардсон обращает внимание на исследование ведущего независимого вирусолога доктора Гаральда Торо из Обернского университета. В 2015 году доктор Гарольд Торо подтвердил, что вирус птичьего гриппа может выжить в сухой среде комбикорма и что кормовой дезинфектант Термин8 способен защищать комбикорм от повторного заражения в течение 14 дней после его производства.
«Улучшение биобезопасности на заводе и на ферме, своевременная вакцинация и обработка кормов дезинфектантом Термин8 — все это необходимо для снижения риска проникновения вирусов и других патогенов на производство», — заключает доктор Ричардсон.
По материалам статьи доктора К. Ричардсона, главного научного сотрудника компании Anitox (перевод Н. Моисеенко, ООО «Коудайс МКорма» )