Волгоградский музей изобразительных искусств получил в дар “Портрет Усеина Боданинского” - это произведение одного из ярких представителей русского модернизма Ильи Машкова, чье имя и носит музей. Работа стала 99-м творением мастера в волгоградском собрании. Больше только в Русском музее - 103. Но конкуренция обострилась.
Кто такой Усеин Боданинский? Это крымско-татарский художник, педагог, литератор. Он был основателем и первым директором Бахчисарайского музея-заповедника, где в 1925 году Машков создал серию пейзажей. В 1938 году Боданинского репрессировали. А его портрет сохранился в частной коллекции Иосифа Маримонта - ученика Машкова. Недавно работу обнаружил в семейном архиве его сын Юрий Маримонт. Когда экспертиза подтвердила подлинность портрета, написанного углем и пастелью, руководство музея обратилось за поддержкой к благотворительному фонду, с которым давно сотрудничает.
- В этом году исполняется 140 лет со дня рождения великого русского художника Ильи Машкова. А волгоградский музей является основным исследователем его наследия. Когда мы получили просьбу приобрести работу, мы без колебаний приняли это предложение. Думаю, это серьезный вклад в пополнение коллекции. Рисунок будет доступен широкому зрителю, - сказал генеральный директор фонда Игорь Бекетов.
Вот только сумму выкупа он называть не стал. Графику поместили в специальную магнитную раму с климат-контролем, не пропускающую пыль.
Начало волгоградскому собранию положили два натюрморта живописца, которые поступили в 1964 году. И в последующие два десятилетия приоритетом в собирательной политике стало приобретение именно произведений Машкова - уроженца станицы Михайловской (Урюпинский район Волгоградской области). Но последнее поступление было аж в 1985 году, продолжения пришлось ждать 36 лет.
Продавец рисунка, скорее всего, в накладе не остался. И он подарил музею натюрморт и этюд кисти своего отца. На второй картине изображен домик, на террасе которого Машков писал свои работы. Художник даже лично участвовал в его строительстве.
- Машков в 1929 году обратился к руководству Сталинградской области с предложением открыть в Михайловском культурно-просветительский центр. И в 1931 году в здании церкви появился клуб. Илья Иванович привозил туда краски, холсты. А мой 19-летний отец вел там уроки рисования, - рассказал Юрий Маримонт.
Третьяковка купила первые два холста Машкова еще в 1915 году. Сегодня его труды висят в 40 музеях России, есть они и в частных коллекциях. Так, последняя из проданных на аукционе Sotheby's работ ушла в 2016 году за 75 тысяч фунтов стерлингов - это “Натюрморт с розами и гвоздиками в стеклянной банке”. Но точные размеры наследия мастера не учтены до сих пор.
- В поле зрения культурной общественности редко попадают работы такого значения. Произведения Машкова одни из самых дорогих в нашем искусстве - и модернистские, и реалистические, - прокомментировала кандидат искусствоведения Ольга Малкова. - Его особенность в том, что он был одним из самых быстро меняющихся художников ХХ века. В 1915 году он уже мог бы успокоиться как сложившийся модернист и примитивист. Но он стал и сильным реалистом. В 20-е годы Машков приближается к чувственной природе мира, хотя еще недавно эпатировал публику. Всплывает много фальшивых произведений, приписываемых ему. Поддельщикам кажется, что достаточно быть эпатажным, чтобы сойти за модерниста. Но мы точно можем сказать, какому периоду творчества какой штрих свойственен. И все картины и рисунки, которые хранятся в Волгограде, - это стопроцентный Машков.
Читайте также: Король Гитлер. Во что играли на войне