Здравствуйте, друзья! Поговорим о банкротстве?
Начну с новостей от правительства и Минэкономразвития. Федеральное ведомство выступило с предложением по замене существующих процедур банкротства новыми – реабилитационными. В правительстве инициативу поддержали.
Банкротство упростится, кредиторы банкротов пострадают меньше. Расходимся? Не все так просто, господа. Предлагаю копнуть глубже и разобраться с тем, чего же на самом деле ждать от реформы банкротства.
На какой стадии дело?
Нет, речь не о стадии процесса банкротства. Правительственное одобрение инициативы по проведению реформы, предложенной Минэкономразвития, не предусматривает фактического пересмотра юридических процедур. Для этого нужен соответствующий закон. Проект такого закона направлен в Госдуму. За ней будет последнее слово. Пока же законотворцы не приняли предложенные Минэком поправки, будем говорить о реформе банкротства как о планируемом мероприятии.
Откуда вообще ветер дует? В смысле, чего вдруг чиновники взялись за банкротство? Обратимся к статистике. Данные ЕФРСБ за два последних года свидетельствуют о том, что в рамках процедур банкротства удовлетворяется около 5% требований кредиторов. А реабилитационные процедуры вводятся всего в 2% случаев. Есть статистика за 2019-2020 годы и по финансовым потерям работников предприятий-банкротов. По самым скромным подсчетам, эти потери составили 1,5 миллиарда рублей. Очевидно, что ситуацию нужно менять.
Что предлагают?
Реформа банкротства предполагает введение в практику процедур для восстановления платежеспособности должников. Если фактическая реабилитация компании как юридической единицы невозможна, рекомендована ликвидация с быстрым возвратом активов в хозяйственный оборот.
Расширение практики применения реабилитационных механизмов распространится на организацию и осуществление торгов для повышения их эффективности, оптимизацию работы арбитражных управляющих с той же целью. Также запланировано введение дополнительной процедуры – реструктуризации долгов.
А вот старые недобрые процедуры вроде внешнего управления, финансового оздоровления и наблюдения останутся за бортом.
Отмечу и еще одно важное нововведение. Реформа может ввести продажу бизнеса целиком. Предположительно это будет реализовываться через процедуру выделения или реорганизации. Цель понятна – сохранение потенциально платежеспособной компании.
В целом, реформирование банкротства преследует глобальную цель – исключение затяжных процедур. Чем дольше компания, являющаяся потенциальным банкротом, ведет убыточную деятельность, тем больше у нее времени для вывода денег и накопления долгов.
А вы поддерживаете реформирование банкротства?