Часто слышу от знакомых, во время собеседования, компания обещала одно, а устроившись на работу, получил совсем другие условия. Почему так происходит и какие уловки используют работодатели, чтобы обмануть кандидата?
Ещё Карл Маркс говорил, что между работодателем и работником всегда будут существовать противоречия:
Работник хочет поменьше работать и при этом побольше получать. Работодатель же наоборот, заинтересован максимально использовать наёмный труд и платить за него как можно меньше.
Золотую середину в этом вопросе достигнуть крайне сложно. Поэтому ситуация, когда работник после трудоустройства обнаруживает, что его просто-напросто обманули, не такая уж и редкость. Так что проявляйте бдительность при оформлении на работу и сразу выясняйте все важные вопросы.
Какие хитрости используют работодатели
1. Зарплата оказывается меньше, чем вам обещали
Многие компании указывают на сайтах размер заработной платы до выплаты налогов. Вроде это и не обман. Ведь в квитке о начислении зарплаты будет указана именно эта сумма. Вот только на руки вы получите гораздо меньше.
Ещё одна причина: оплата труда работника формируется из окладной части и премиальной. Причём условий для получения этой премии можно придумать сколько угодно. А значит на вполне законных основаниях вам просто могут не выплачивать часть обещанной суммы.
Наконец, наш бич: "серые" зарплаты. То есть часть обещанной суммы работник ежемесячно получает в конверте. Пока у компании всё хорошо, эти деньги платят исправно. При любых потрясениях сумма может самопроизвольно меняться. Либо никакой доплаты не будет вообще.
Как быть:
Во всех трёх случаях доказать свою правоту практически невозможно. Так что сразу уточняйте: какую сумму вам должны платить на руки; какая система оплаты труда установлена в компании (это должно быть оформлено отдельным локальным актом); все ли выплаты производятся официально.
2. Объём работы совсем не тот, на который вы рассчитывали
Должностные инструкции во всех компаниях похожи как две капли воды. Поэтому большинство кандидатов оформляясь на работу их просто не читает. А зря.
Уже после того, как вы приступите к выполнению служебных обязанностей, может оказаться, что круг вопросов, которые вам предстоит решать, гораздо шире, чем обсуждалось на собеседовании.
А самое главное, доплата за дополнительную нагрузку просто не предусмотрена.
Как быть:
Не стесняйтесь на собеседовании задавать как можно больше уточняющих вопросов, касающихся работы.
3. Должностные обязанности не соответствуют названию должности
Этот пункт немного пересекается с предыдущим. Но тут есть свои нюансы. Штатное расписание компании работодатель формирует на своё усмотрение. Никаких ограничений для него в этом вопросе нет.
Вы можете устраиваться на должность начальника отдела, а по факту в вашем подчинении не окажется ни одного подчинённого. Или числиться каким-нибудь "главным специалистом по сверхважным вопросам", а выполнять обязанности обычного секретаря.
В один "прекрасный момент" вас просто поставят перед фактом, что с завтрашнего дня вы работаете на другом месте. Вашего желания никто естественно спрашивать не будет.
Как быть:
Внимательно читайте все документы, с которыми вас знакомят. И "не ведитесь" на красивое название должности. Главное понять, чем реально вам предстоит заниматься.
4. Штрафуют за любую провинность
Никаких штрафных санкций работодатель устанавливать не имеет право. Тем не менее постоянно сталкиваюсь с тем, что во многих компаниях работников штрафуют.
За опоздания, за курение, за несоблюдение установленного дресс-кода. Причин можно придумать массу. Всё это незаконно.
Правда это часто пытаются завуалировать под систему депремирования. Так вот, никакого депремирования трудовое законодательство не предусматривает. У меня на канале есть отдельная статья по этому вопросу, советую прочитать.
Как быть:
Изучите "Положение о премировании работников", принятое в компании. Там должны быть подробно прописаны условия выплаты премии, а также, за что она может быть снижена.
5. Постоянные переработки
Мало кто из работодателей строго соблюдает установленные законодательством нормы рабочего времени. Практически везде переработки в той или иной форме существуют.
Если речь идёт о небольших задержках после окончания рабочего дня, с этим ещё можно мириться. Но когда в компании обычное дело задержать работника на 2-3 часа или выдернуть на работу в выходной день, это уже перебор.
Как быть:
Постарайтесь пообщаться в "неформальной" обстановке с кем-то из работников и выяснить, практикуются ли в компании переработки и как часто. Ну или хотя бы найдите соответствующие отзывы в интернете. Как правило, люди предпочитают делиться такими вещами.
Конечно, это далеко не все уловки, которые используют работодатели. Я упомянул только наиболее значимые на мой взгляд. Больше всего влияющие на удовлетворённость работой.
Чтобы не попасться на них, старайтесь ещё во время трудоустройства выяснить все важные вопросы. Иначе вероятность неприятных сюрпризов после выхода на работу, весьма велика.
У вас есть что дополнить по данному вопросу или может вы уже сталкивались с обманом при оформлении на работу? Пишите в комментариях.
Ставьте лайк если информация была полезной и подписывайтесь на канал чтобы не пропустить новых публикаций.