Найти тему
Блог ЖД фотографа

Типичная российская бюрократия: неделя согласований в РЖД, чтобы сфотографировать обычную советскую электричку.

Существуют люди, которые любят фотографировать поезда также, как ваш батя - ходить на рыбалку. Да и явления эти по существу похожи: едешь куда-то далеко, сидишь целый день, а домой привозишь то, что можно в первом случае просто купить в ближайшем магазине, а во втором - то, что можно скачать в интернете. Но тут ведь важен не результат, а сам процесс - верно, товарищи рыбаки? Но, если к рыбакам у не-рыбаков вопросов нет, то любители пофоткать поезда почему-то иногда вызывают у прохожих подозрение.

Вы на канале Блог ЖД Фотографа и сегодня я расскажу вам об одном не самом простом, не всегда уместном, но очень действенным способом бороться с вахтёрами, которые мешают вам творить искусство. Этот способ называется "офциальное разрешение". Давайте же разберёмся, что это такое, как и с чем его едят.

В 2010 году мы побывале в Рузаевке, которая в то время была кладезем разноцветных кругломордых электричек ЭР2. Сделать побольше фотографий да покататься - вот и вся наша скромная миссия. Однако половину дня нам всё-таки пришлось просидеть в отделении милиции на вокзале, о чём я рассказал в другой статье (ссылка будет в конце).

Напоминаю, как выглядят круглые ЭР2. Ничего более стильного не построено до сих пор.
Напоминаю, как выглядят круглые ЭР2. Ничего более стильного не построено до сих пор.

В 2011 году РЖД приступило к массовой перекраске электропоездов в "корпоративный" окрас и все разноцветные электрички начали очень быстро исчезать под безликим слоем красной и серой краски. Идентичность локомотивных депо и целых дорог уничтожалась ударными темпами прямо на наших глазах, поэтому мы решили посетить Рузаевку ещё раз, чтобы поймать электрички, которые были упущены в 2010 году, а заодно и переснять в более красивых местах то, что уже было снято.

Руководствуясь неприятным опытом 2010 года, мы решили на этот раз оформленить письменное разрешение, отправив в пресс-службу Куйбышевской дороги запрос,с указанием мест съёмки, времени и поездов, которые мы планировали ловить. Оформлять официальную бумагу, чтоюы чтобы снять несколько старых электричек - абсурд, но не в случае с Рузаевкой, и вот почему:

1. Рузаевка - это край болот, где пути находятся на насыпи, поэтому снимать поезда приходится, находясь близко к путям, вызывая подозрение у машинистов. Поездов в Рузаевке много, а значит, с большей вероятностью кто-нибудь нажалуется на вас поездному диспетчеру.

2. Это не Московская дорога, где все привыкли к фотографам и вы можете весь день простоять в каком-нибудь Воскресенске, не опасаясь, что уехать оттуда придётся в полицейской "буханке". Тут люди не привыкли к тому, что можно любить технику настолько, чтобы ехать ради неё невесть куда.

Когда берешь разрешение на съёмку и идёшь с ним к дежурному по станции или к поездному диспетчеру, ты ставишь железнодорожников в известность о себе и о своих намерениях, ты больше не подозрительный тип на путях, и если какой-нибудь машинист сообщит о тебе дежурному по станции или диспетчеру, те не будут звонить в полицию, а ответят ему, что всё нормально, это свои.

В 6.30 утра мы прибыли в Рузаевку и сразу пошли с разрешением к начальнику вокзала. «Разрешение у вас есть, можете идти снимать» - сказали нам, и мы приступили. Начали со съёмки двух кругляшек у депо - 987 ещё была сине-серой, а вот 1018 изуродовали. Саму по себе красно-серую схему ещё можно было простить, но горе-маляры даже не потрудились нарисовать оранжевую полоску между буферными фонарями, без которой электричка совершенно потеряла лицо. В чём была проблема после перекраски нарисовать такие же полосы, как на 987, и сохранить знак Рижского вагоностроительного завода?

Две кругляхи у депо Рузаевка
Две кругляхи у депо Рузаевка

Такая же участь постигла и квадратную 1068 - электричка стала совершенно безликой, удивительно, что с неё не содрали значок RVR, как это случилось с 1018. Глядя на это страшилище, я лишний раз убеждаюсь, что "рузаевский пид" - самый убогим из всех, какие встречались на этой серии электричек.

Конкурс на самую страшную электричку выигрывает депо Рузаевка! Ваш приз - ведро красной краски и разрешение не выходить на работу в субботу.
Конкурс на самую страшную электричку выигрывает депо Рузаевка! Ваш приз - ведро красной краски и разрешение не выходить на работу в субботу.

Мы купили билеты до соседней станции Голицыно и сели в ЭР2-1039, которую на тот момент не успели изуродовать новой ливреей, что, впрочем, было исправлено спустя пару месяцев: я возвращался через Рузаевку из Уфы и видел её возле депо в процессе "корпоративизации". Дачные дома свои покрасьте в такие цвета, черти!

Выйдя из электрички, мы разделились. Денис с Гошей остались на главном ходу Москва - Инза, мы же с Толяном решили углубиться в Саранскую ветку и прошли пешком к платформе 8 километр, рядом с которой засняли пригородный поезд на Ужовку с тепловозом 2ТЭ10У. Полюбуйтесь на эту классику русских поездов - и тепловоз и вагоны зелёные, сейчас такую картину нигде не увидишь.

Пригород на Ужовку
Пригород на Ужовку

Чуть позже со стороны Саранска на Рузаевку проехала система ЧС2К. Забавно, что в 2012 году эти локомотивы у большинства фотографов ничего, кроме отвращения, не вызывали, но лично мне их бело-голубая окраска всегда была по душе.

-6

Далее мы с Толяном вернулись на основной ход по заросшему и очень крутому съезду Инза - Саранск, который, судя по накату, не был заброшенным. Сфотографировать на нём грузовой поезд было бы диковиной, но, к сожалению, ничего не поехало.

Наделал одинаковых фото и сижу довольный.

Вернувшись на основной ход, мы воссоединились с Денисом и Гошаном и вместе наделали ещё кучу фотографий с грузовыми и пассажирскими поездами. Пассажирские поезда были довольно интересными: Москва - Душанбе (зелёные вагоны) и Москва - Ташкент (бело-синие). Также мы поймали электричку ЭР2К-941, которая, будучи перекрашенной в корпоратив, выглядела как грустная тыква.

Приближалось время электрички Саранск - Рузаевка, которая должна была проследовать в 10.09, поэтому нам пришлось вернуться на ветку Голицыно - Новые Полянки (которая, условно говоря, ведёт с Рузаевки на Саранск). Поскольку смену дислокации мы сделали заранее, до прохода электрички удалось поймать грузовой поезд на Саранск, а также тепловоз ТЭМ2 резервом. Зелёный ВЛ10К в зелёной траве смотрится гармонично, не так ли? Хоть экипажная часть и скрылась в зарослях, фотка нравится мне и сейчас, да и ТЭМ2 получился прилично. С электричкой не повезло: она была испорчена новыми цветами РЖД, а солнце скрылось за облако - вот и вышла унылая фотография.

Закончив в этом месте, мы вдвоём пошли пешком в сторону Рузаевки. Поскольку было письменное разрешение, мы ни в чём себе не отказывали и снимали вообще всё, что видели, но в определённый момент поток одинаковых ВЛ10У и ВЛ10К так надоел, что мы стали их игнорировать. В Пензенском парке я сфотографировал два электровоза, готовых отправится на Инзу.

Пензенский парк
Пензенский парк

В 2012 году пидованных ВЛ-ов нам попалось всего две штучки, но уже тогда они не вызывали тёплых чувств. Однако Куйбышевской дороге почёт и уважение за то, что при перекраске электровозов в корпоратив они не со всех обдирали звёзды и другие заводские значки, как это вышло с ВЛ10У-436.

Перекрасить-перекрасили, а звезду оторвать забыли. Недоработочка! (премию этим джентьельменам)
Перекрасить-перекрасили, а звезду оторвать забыли. Недоработочка! (премию этим джентьельменам)

Для чего с подвижного состава сдирать символы заводов-изготовителей, я до сих пор не понимаю. Окей, вы всё покрасили под одну гребёнку, а знак РЖД нарисовали на боку, неужели этого недостаточно? Если менеджерам ОАО РЖД, учинившим весь этот красно-серый беспредел, так нравится это сочетание цветов, то почему бы им свои служебные мерседесы таким же образом не перекрасить? Почему бы не выдрать с капота трёхконечную звезду и воткнуть туда хромированный логотип "РЖД"? Корпоративный стиль же!

Дойдя до платформы Заводской, мы сели отдохнуть, и в это время сверху на насыпи прошёл пассажирский в сторону Пензы. Фотография сделана случайно, поэтому ожидать от нее высокой художественности не стоит.

-12

В кустах мы нашли лестницу, по которой поднялись на перегон Голицино - Медведовка (ветка в сторону Пензы). Вдалеке в сторону Рузаевки свернула электричка из Пензы - голубенькая красотка ЭР2К-670 и Денис с Гошаном, которые успели дойти до места схождения путей, успешно её сняли. Нам с Толяном оставалось только завистливо облизываться, глядя, как она машет нам своим синим хвостиком, поэтому для вас фото, которое сделал Гошан. Думаю, у меня вышло бы то же самое. Единственное, что плохо в этом поезде - его, вероятно, не мыли с зимы, но для РЖД мыть подвижной состав два раза в год во время комиссионного осмотра - обычное дело. Зачем заморачиваться в остальное время, если и так сойдёт?

Электричка, которую я не снял
Электричка, которую я не снял

Через некоторое время со стороны Голицыно появился второй пассажирский поезд на Пензу, как раз по нашей ветви. Его мы сняли хорошо, но он доставил нам неудобства, поскольку встал на перегоне рядом с нами, а нам нужно было торопиться на основной ход. Кое-как мы смогли через кусты и траву, вдоль вагонов, пробраться к лестнице и спустились на перегон Рузаевка - Голицыно, где успели снять нужную нам электричку и мимолётный товарняк. Электричкой оказалась старая знакомая ЭР2К-683 - зелёная с синим вагоном.

Сделав все эти фотки, мы примерно на час покинули перегон, отправившись в магазин. По пути я сфотографировал певчего кузнечика с длинными крыльями на цветке.

-15

Вернулись мы на перегон Рузаевка – Медведовка, где снова воссоединились с Денисом и Гошаном и вчетвером остались ждать обратную электричку на Пензу. Я и Толян надеялись, что вернётся 670-я, но вместо неё поехала страшненькая 684 в блеклом корпоративном окрасе - та самая, которая утром попала в тень.

Где твоя улыбка, круглая электричка?
Где твоя улыбка, круглая электричка?

Далее мы сфотографировали ещё один пассажирский поезд на Пензу, который мог быть с ЧС2, но вновь не подфортило. Зато фотография явно выделяется из остальной кучи благодаря тому, что, кроме поезда, на ней можно рассмотреть пейзаж в виде различных построек советского времени, расставленных на холмах.

-17

Оставшееся время мы провели на платформе Заводской, где наделали ещё кучку сомнительных фотографий "с щебёнки". Ровным счётом ничего интересного - пригородный из Ужовки, который был утром, уродскую ЭР2К-941, возвращающуюся из Саранска ЭР2-683, а также пассажирский поезд №355 из Уфы с очередным ЧС2К. Фотографии в этой серии даже по современным меркам считаются совершенно рядовыми, если закрыть глаза на то, что весь запечатлённый подвижной состав ушёл в историю. Со всем этим добром в моём арсенале есть и более интересные кадры.

Настала пора возвращаться в Рузаевку, чтобы ехать в Москву. К платформе подошла очередная безликая страхолюдина ЭР2К-1128 (фото 1), у которой - О ЧУДО - сохранился логотип RVR на носу. По пути я заснял из окошка ЭР2К-615 (фото 2), которая на тот момент уже была отстранена от работы. Обидно, на вид она была весьма опрятной и на перегоне смотрелась бы шикарно.

В Рузаевке у нас было 10 минут на пересадку в московский поезд. Нас снова ждал сидячий вагон, но довольно приличный, поэтому до дома мы доехали относительно комфортно.

Что мы имеем?

Как говорят англичане, лучше поздно, чем никогда, но лучше никогда не опаздывать. Именно эта крылатая фраза прекрасно описывает ту нашу поездку: половина парка депо Рузаевка уже была изуродована, однако оставалась ещё вторая половина, которая радовала глаз. Тем не менее, спустя три месяца была перекрашена в корпоратив последняя улыбающаяся электричка - ей оказалась ЭР2К-987, до последнего носившая серо-голубой окрас. По пути в Уфу месяцем позже мне повезло снять её из окна поезда недалеко от всё той же Рузаевки.

месяцем позже
месяцем позже

Денис и Гоша весь день питали надежду снять хотя бы один ЧС2, и вероятность его появления была довольно высока, всё-таки целых семь пассажирских поездов в тот день проехали через наши лапы. Однако в этом вопросе удача от нас отвернулась, и мы не то что не сфоткали, даже не видели ни одного ЧС2, а я напоминаю, что двумя годами ранее в течение дня их было целых три штуки. Увы, эта история уходила вместе с круглыми ЭР2, хотя в пассажирской работе депо Самара продержала эту серию до 2013 года, а потом ещё пару лет ЧС2 работали в роли рельсосмазывателей.

Какого лешего?

Немного отходя от темы, хочу затронуть примечательную историю одного из последних самарских ЧС2. Электровоз № 760 с 2012 года в свободное от рельсосмазывания время участвовал в ежегодной динамической экспозиции в Щербинке и был в идеальном ходовом и эстетическом состоянии, но в 2020 году его зачем-то продали в Ярославль на металлолом (идеальный ходовой и чистый ЧС2, ещё раз обращаю внимание!!!). В этой связи Куйбышевской дирекции тяги я шлю свой пламенный привет. Просто не продавать в металл идеальный электровоз, который можно было сохранить на память без дополнительных усилий, было непосильной задачей для ваших великих менеджеров?

Что насчёт фоток?

А фотки вы и сами видели. Они неплохие, но и ничего выдающегося среди них нет. Тут я говорю, разумеется, об их художественной составляющей: понятно, что круглые ЭР2, завоевавшие своей улыбкой сердечки поклонников железнодорожной техники, ещё долго будут пользоваться славой, но такое уж место Рузаевка - красивые электрички были, а красивых мест вблизи станции не оказалось, вот вам и средненькие фотографии.

А как же официальное разрешение?

Нам не известно, уведомляло ли РЖД своих линейных работников (локомотивные бригады, диспетчера, дежурные и другие, непосредственно занимающиеся перевозочным процессом) о нашей фотосъёмке или нет, также мы не знаем, сообщали ли о нас диспетчеру локомотивные бригады, но во всяком случае, буханка с товарищем майором на перегон за нами не приехала. Поэтому я делаю вывод, что разрешение на съёмку - бумажка весьма полезная, при соблюдении всех процедур её оформления, особенно, в таких местах, как Рузаевка. Но, как я уже говорил, это скорее исключение.

Благодарю за внимание всех, кто дочитал. Поддержите мою публикацию лайкосом, а меня - подпиской на канал. Фотографам удачных съёмок, остальным хорошего рабочего дня!

В комментариях не забудьте поделиться вашими впечатлениями от увиденного и прочитанного, а также своими потрясными историями.

Смотрите также: