Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Сфотографировали электричку? Пройдёмте в отделение!

С 2008 года я фотографирую поезда. Чаще всего съёмка проходит без проблем, но бывают случаи, когда определенные граждане, будь то железнодорожнники, полиция, охрана, начинают совать палки в колёса. Поскольку любителей поездов с каждым годом становится всё больше, я решил поделиться своим опытом общения с правохранительными органами, которые не понимают, для чего можно фотографировать поезда, и расскажу, как действовать, если общение стало неизбежным. Хотя, если быть честным, адекватному фотографу довольно сложно нарваться на подобные неприятности. До 2010 года наши съёмки ограничивались плечами электричек, отправлявшихся с московских вокзалов: мы были бедными студентами, а некоторым не было и 18 лет, так что дальние поезда были для нас недоступны, но в 2010 году мы задались целью отправиться на станцию Рузаевка, чтобы сфотографировать работавшие в тех краях электропоезда ЭР2 с круглой кабиной. Само собой, адекватно доехать туда на электричках не представлялось возможным, поэтому было

С 2008 года я фотографирую поезда. Чаще всего съёмка проходит без проблем, но бывают случаи, когда определенные граждане, будь то железнодорожнники, полиция, охрана, начинают совать палки в колёса.

Поскольку любителей поездов с каждым годом становится всё больше, я решил поделиться своим опытом общения с правохранительными органами, которые не понимают, для чего можно фотографировать поезда, и расскажу, как действовать, если общение стало неизбежным. Хотя, если быть честным, адекватному фотографу довольно сложно нарваться на подобные неприятности.

До 2010 года наши съёмки ограничивались плечами электричек, отправлявшихся с московских вокзалов: мы были бедными студентами, а некоторым не было и 18 лет, так что дальние поезда были для нас недоступны, но в 2010 году мы задались целью отправиться на станцию Рузаевка, чтобы сфотографировать работавшие в тех краях электропоезда ЭР2 с круглой кабиной. Само собой, адекватно доехать туда на электричках не представлялось возможным, поэтому было принято решение впервые обкатать поезд дальнего следования.

К реализации этой идеи мы подошли втроём: я, как идейный вдохновитель, Толя Клубков (RZD-ER22), предложивший Рузаевку в качестве первой поездки; и Марат Рудницкий (Elektrichka), составивший компанию для оформления понятия "сообразить на троих".

Поездку мы запланировали устроить на Первомай, чтобы у всех были выходные. Билеты были куплены в марте, и дальнейшая наша жизнь была ознаменована предвкушением поездки и возможных "вкусностей", которые мы могли бы там поймать.

Первый опыт поездки в дальнем поезде

И вот наступил этот день – 1 мая. Мы встретились на Казанском вокзале и пошли искать наш вагон в поезде № 334 Москва – Бугульма. Как только мы подошли к нашему вагону, нас постигла первая неудача: оказалось, что Марат забыл школьную справку, которой воспользовался, чтобы получить скидку на проезд. В вагон его всё же пустили, но с условием, что ему надо будет при необходимости доплатить. Недостающую сумму он оставил у начальницы поезда на случай, если зайдёт ревизор, однако этого не случилось и деньги ему вернули.

Ради экономии мы выбрали жутко неудобные места. Вагон был сидячий, хоть ехать предстояло более 9 часов, а прибытие на станцию Рузаевка было в 0.50, то есть, возникала необходимость ночевать на вокзале. И всё это вместо того, чтобы купить плацкарт в ночном поезде, нормально поспать и приехать в Рузаевку утром.

Вагон наш отправлялся забитым под завязку, однако в Рязани большая часть пассажиров вышла, а до Рузаевки с нами доехали два-три человека. Выйдя почти в час ночи из вагона, мы сразу же увидели то, за чем приехали: у цехов депо, примыкающего к пассажирским путям, стояла кругленькая красавица – ЭР2К-615, которую мы немедленно сфотографировали. На пригородной платформе нас ожидала ещё одна приятная неожиданность ЭР2К-670, готовящаяся отправиться на Пензу.

В 2010 году на Куйбышевской дороге было очень много электровозов ЧС2 - "чебурашек". Хоть последние электровозы этой серии РЖД списали аж в 2021 году, в Москве они были редкими гостями уже тогда, поэтому, как и электропоезда ЭР2, являлись обязательны к съёмке. Через Рузаевку таких электровозов проходило довольно много, и это оказалось хорошим бонусом для нас. Например, в ту ночь сцеп электровозов ЧС2 вёз следующий за нами фирменный поезд "Мордовия", вагоны которого были окрашены в бело-розовую ливрею. К сожалению, из-за освещения окраску не разглядеть, видно только розовый торец первого вагона.

Сцеп электровозов ЧС2 с поездом "Мордовия"
Сцеп электровозов ЧС2 с поездом "Мордовия"

Что-то пошло не так

В 4 часа утра, как только стало светать, я решил сфотографировать ЭР2К-615 при более ярком освещении, для чего подошёл к ней и установил фотоаппарат на тупиковой призме. Но кассирша (или другая какая-то работница станции), стоявшая на крыльце вокзала, нас увидела, подумала неизвестно что, и сообщила о нас в милицию. И нас приняли.

Фото, после которого начались проблемы.
Фото, после которого начались проблемы.

Сотрудники милиции проводили нас в дежурку, находящуюся на станции, и проверили наши документы. Больше всего я боялся, что они заставят удалить фотографии, однако этого не случилось. Ко мне и к Толяну претензий не было и нас попросили написать объяснительные, в которых мы поведали органам правопорядка, чем занимались. Я наплёл, что фотки нужны для стенгазеты в универе, хотя это никакой роли не сыграло.

А вот с Маратом было сложнее, так как он на тот момент был несовершеннолетним. Узнав об этом, они вызвали старшего лейтенанта из КДН (Комната по Делам Несовершеннолетних), которому его и передали. В его кабинете, находящемся в здании вокзала, он составил на Марата протокол об административном правонарушении (переход ж/д путей в неположенном месте) и отпустил. Марат позже отметил исключительную доброжелательность милиционера в общении с ним, тот даже пригласил зайти в гости по старой памяти, если он как-нибудь ещё приедет. Промусолив около получаса, правоохранители нас отпустили, высказав на прощание мнение, что на станции фотографировать не стоит.

Как только мы вышли из "приёмной", на одном из путей остановился ещё один красавец ЧС2 № 679 с пассажирским поездом. Упускать такой кадр было никак нельзя, и я, несмотря на страх, всё же сделал фотографию, после чего быстро покинул перрон - почувствуй себя американским шпионом! Марат и Толян этот поезд снимать побоялись.

Сфотканный украдкой пассажирский.
Сфотканный украдкой пассажирский.

Вспоминая эту поездку, я и не удивляюсь, что на нас обратили внимание. Сами посудите: в 4 часа утра трое неизвестных стоят около электропоезда почти на территории депо и занимаются непонятно чем. То есть, задержали нас изначально вовсе не из-за того, что мы фотографировали, а потому что привлекли внимание непонятной сотрудникам милиции деятельностью, а потому сейчас их реакция кажется мне вполне адекватной. В целом, такая ситуация возможна и в наше время, поэтому тем из вас, кто фоткает поезда, я бы посоветовал не снимать на станциях в поле зрения людей, у которых может возникнуть к вам излишний интерес.

Запрещено ли снимать поезда на станциях?

Запрет на съёмку вокзалов и поездов в России существует только в головах у некоторых людей. Любой желающий может вести в общедоступных местах (в частности, на вокзалах, платформах и даже на перегонах) и фото и видеосъёмку, сколько ему вздумается, и нет закона, который запрещает это делать. Единственная причина, почему не стоит фотографировать поезда и вокзалы на глазах у полиции или, тем более, охранников - экономия времени и нервов, ведь общение с ними приятных впечатлений не сулит.

Но вернёмся в Рузаевку!

С учётом сложившихся обстоятельств мы решили поехать на перегон. В билетном автомате, который показал нам скриншот из игры Trainz 2004 со знаменитой моделькой электрички ЭР9П, мы купили билеты до соседней станции Голицыно.

Иллюстрация в билетопечатающем автомате в Рузаевке. Интересно, где они взяли этот скриншот, Неужели кто-то из разработчиков в TRAINZ поиграл?
Иллюстрация в билетопечатающем автомате в Рузаевке. Интересно, где они взяли этот скриншот, Неужели кто-то из разработчиков в TRAINZ поиграл?

Наша колесница в виде жёлто-зелёной сборной солянки (это когда в одном составе вагоны от разных поездов) ЭР2К-684/543 была уже подана под посадку, но до отправления оставалось довольно много времени, которым мы поспешили воспользоваться и исподтешка сфоткали нашу красотку с платформы, а потом ещё и с моста. Не могу не заострить внимание: электропоезд был жёлто-зелёным, разве не заглядение? Кажется, подобная окраска практиковалась на Красноярской дороге, а сейчас вы даже "тупозеленую" электричку не сыщете днём с огнём.

В ожидании отправления мы заглянули на автовокзал, находящийся по соседству с привокзальной площадью, где сфотографировали автобусы Ikarus-260.43, а ещё для меня было большим удивлением увидеть маршрутный автобус ПАЗ-672 в приятной серо-зелёной окраске. Насколько мне известно, ни Икарусов, ни, тем более, ПАЗика, в Рузаевке давно уже нет (листаем карусель)

Незадолго до нашей посадки на соседний путь прибыла ЭР2К-1018 в фирменной окраске Куйбышевской дороги. Удивительно, но эта электричка ещё не разрезана - один вагон используется в составе знаменитой ЭР2К-980, а другой - подпирает забор в Новомосковске.

Что может быть лучше кругляка? Только два кругляка! Один синий, другой зелёный, эх, не вернутся уже цветные времена.
Что может быть лучше кругляка? Только два кругляка! Один синий, другой зелёный, эх, не вернутся уже цветные времена.

Наконец, мы поднялись на борт жёлто-зелёной электрички и поехали до станции Голицино, от которой планировали совершить пешую прогулку обратно, на Рузаевку. Из окошка электрички я сфоткал ЧС2К в старом кузове, и ещё один кругляк ЭР2К-683 в окраске а-ля Санкт-Петербург (зеленый с серой полосой по окнам).

Салон нашей электрички был переделан - пластиковые "еврофорточки", сидения, хоть и реечные, но уже с каркасом от более поздних электропоездов, современные светильники с ртутными лампами - атмосфера далеко не такая, какая была в подлинных ЭР2. Как выглядит подлинный салон старой ЭР2 - смотрите на последнем фото в карусели.

Выйдя на станции Голицыно, наша кавалькада двинулась пешком в сторону Рузаевки, но, будучи перепуганными после общения с милицией, по пути мы старались ничего не снимать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Впрочем, сцеп электровозов ЧС2 мы игнорировать не стали.

Сцеп ЧС2 уходит на Рузаевку
Сцеп ЧС2 уходит на Рузаевку

Дойдя до о.п. Заводской, что примерно в трёх километрах от Голицыно, мы решили на нём немного задержаться, чтобы снять пригородный поезд Рузаевка – Ужовка и ещё что-нибудь. Пригород был с тепловозом 2ТЭ10М, также проскочил какой-то белорусский поезд с электровозом ЧС2К. Кроме того, я решил сфотографировать один из грузовых поездов, хотя ребята пытались меня отговорить. И предчувствия их не обманули: помощник машиниста высунулся и начал что-то орать, а потом, по всей видимости, сообщил "куда следует", потому что за нами опять пришли.

Трудно описать степень удивления стражей порядка, когда, при проверке наших документов, в ответ на вопрос: «Так это же вы, вроде, у нас утром были?» они услышали: «Да, мы». Однако каким бы ни было их удивление, они всё же не сочли за труд проводить нас "буханку"и доставить к себе в гости. На этот раз мы удостоились чести посетить местный ЛОВД, где каждого из нас выслушали, заполнили протокол, посмотрели фотографии. Я в очередной раз перепугался, что они заставят потереть все фотографии, но и в этот раз такого требования не было, зато следователь скопировал их на свой компьютер. Впрочем, не исключено, что он сделал это в служебных целях. В целом, нельзя не отметить положительного расположения милиционеров: они не матерились и вообще не грубили. Примерно через час нас отпустили с настоятельной рекомендацией больше не фотографировать и на перегонах.

Хоть ничего плохого, собственно, и не произошло, нервы нам помотали знатно, ведь для каждого из нас это был первый опыт общения с милицией. Но всё произошедшее - стандартная процедура, которая не приведёт ни к чему плохому, если с вашей стороны не было грубых нарушений. По большому счёту, даже требование удалить фотографии является незаконным, так как они являются интеллектуальной собственностью автора, но в нашем случае, как я уже сказал, такого требования не поступало.

Тем не менее, настроение было вдрызг разбито, и мы решили на некоторое время приостановить съёмку. От нечего делать мы пошли в зал ожидания, рассчитывая поспать на стульях. Удалось поспать примерно три часа, после чего мы выползли из здания и вновь начали бродить по платформам и, словно шпионы, постоянно озираясь по сторонам, зафиксировали ещё три секретных электрички. В очередной раз обращаю внимание на красоту этих машин, особенно, 987 и 670.

Как оказалось, в Рузаевке есть, на что посмотреть

Бродя по вокзалу, мы в очередной раз заглянули на пригородную платформу. Там к нам подошёл человек, который осуществлял перронный контроль: наши бесцельно слоняющиеся по вокзалу тела вызвали в нём определённую долю подозрений. Когда он узнал, что мы из Москвы и приехали посмотреть местные достопримечательности, в том числе, железнодорожные, все подозрения у него моментально отпали, и он предложил прокатиться на автомобиле до Саранска, столицы Мордовии. Мы решили отказаться от этого предложения, так как не знали, сколько времени нам потребуется на изучение города, и когда будет обратная электричка.

Тогда таинственный незнакомец предложил покатать нас по окрестностям города и показать местные достопримечательности. Мы приняли приглашение и сели к нему в машину. Мужчина отвёз нас в женский монастырь "Пайгарма", дав некоторое время на осмотр храмового комплекса. Людей в нём практически не было и никто нам не мешал насладиться красотами монастыря, который, кстати, является памятником архитектуры 18 века. Сам комплекс расположен на возвышении, а внизу находится необычайной красоты пруд, рядом с которым располагается святой источник с двумя крытыми купелями.

Параскево-Вознесенский женский монастырь в селе Пайгарма
Параскево-Вознесенский женский монастырь в селе Пайгарма

После осмотра монастыря наш гид отвёз нас обратно, сделав небольшой крюк через посёлок Татарская Пишля, тем самым показав нам местный мусульманский духовный центр. В этом татарском посёлке, расположены две мечети, одна из которых, является крупнейшей в республике. Заодно он пояснил, что в Мордовии проживает немало татар, так как она граничит и с Чувашией (чуваши так же принадлежат тюркской семье народов, как и татары), и с Нижегородской областью, в которой также проживает немало Горьковских татар. К которым, к слову, относится Марат, один из участников этой поездки, поэтому на него экскурсия произвела особенное впечатление.

-15

Вернувшись на привокзальную площадь, наш экскурсовод распрощался с нами и так же, как и старший лейтенант из КДН, предложил ззаглянуть в гости, если мы ещё как-нибудь будем в этих краях. Когда мы спросили, как мы его найдём, мы были буквально поражены ответом. Оказалось, что нашим гидом был никто иной, как начальник Пригородной дирекции Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги [этот блок писал Марат и я диву даюсь, как он это запомнил]! И тут же мы стали ругать себя за то, что отказались от поездки в Саранск. Однако и эта экскурсия была для нас не хуже, и мы решили заодно совершить пешую прогулку через весь город, тем более, что до поезда было ещё около 6 часов.

Рузаевка – маленький город, живущий за счёт железнодорожного узла, но при этом очень уютный. С транспортом там, правда, туговато: пассажирское сообщение с Саранском представлено исключительно маршрутками. Электрички ходят туда два-три раза в день, а поезд из Москвы – и того меньше: один раз в день. Городские достопримечательности фотографировал Марат.

Нагулявшись по городу, мы вернулись на вокзал, сделали ещё несколько "шпионских" фоток и стали ждать поезд, гуляя по вокзалу. Однако к нам опять подошли милиционеры и попросили нас ждать своего поезда в зале ожидания. Мы решили повиноваться.

ЭР2-1314 была накануне передана из Санкт-Петербургарбурга
ЭР2-1314 была накануне передана из Санкт-Петербургарбурга

Ожидание поезда было особенно мучительным. К концу дня мы жутко устали, так как не спали вторые сутки. Я успел вздремнуть днём, но не отказался поспать и в этот раз, вскоре ко мне присоединился Толян. Вскоре и Марат начал потихоньку отключаться, однако до прибытия поезда всё-таки сумел выстоять и не заснуть.

В 0.30 прибыл наш поезд № 065 Тольятти – Москва, с проводником которого Марату также пришлось договариваться, так как обратный билет был куплен вместе с предыдущим с использованием школьной справки, которую Марат забыл.

По прибытию в Москву мы друг с другом распрощались и отправились по домам. Марат позже поделился мнением, что первый наш "блин", несмотря на все события, произошедшие с нами, всё-таки не оказался комом.

Подведём итоги

Наша цель, снять круглые ЭР2, была, само собой, достигнута, однако из-за утреннего инцидента с милицией, а также из-за отсутствия сна, лично я никаких положительных впечатлений не получил, в памяти сохранилась только хронология событий. С 2010 года по сей день мы попадали в гости к полиции всего раза четыре и все эти истории были скорее забавными, однако тот первый раз в Рузаевке запомнился надолго.

Теперь давайте попробуем найти светлую сторону. В 2010 году разноцветные поезда не были редкостью, так что, приехав в Рузаевку, мы просто "фоткали круглые ЭР2", не обращая внимания, какого они цвета. В тот день нам попались электрички аж в пяти разных нарядах, и когда я смотрю, какими все электрички стали сейчас, я хочу плакать. Ещё раз покажу всем скопом улов в Рузаевке:

В 2012 году все электрички в Рузаевке были перекрашены в корпоратив. Тогда мы приехали во второй раз и каким-то чудом успели поймать последние цветные машины, буквально за считанные недели до их полного исчезновения.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Всех, кто дочитал до конца, благодарю за внимание. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, а комментарии открыты для вашего мнения о сложившейся ситуации, а также не забывайте ставить лайки. До новых встреч!

Текст в соавторстве с Маратом Рудницким.

Вторая поездка в Рузаевку:

Смотрите также:

Граждане, пройдёмте! Взяли в РЖД разрешение, чтобы сфотографировать секретный поезд, но что-то пошло не так.
Блог ЖД фотографа2 июня 2021