1. О чем вообще речь?
Естественные монополии – это такие организации, которые осуществляют специфический вид деятельности: жд перевозки, транспортировка нефти и газа по трубопроводам, услуги ЖКХ. И, якобы, из-за особенностей их деятельности, у них не может быть конкурентов.
Можно подумать: раз нет конкурентов, то и цену можно устанавливать любую? Но нет. Нельзя. Государство регулирует цены на все, что производят такие компании-монополисты, с помощью антимонопольной службы. Если вы скажете: «Что-то слабовато регулируются тарифы на тепло, воду, электроэнергию», то я с вами соглашусь. Но об этом чуть ниже.
2. Какие сферы подпадают под закон о естественных монополиях?
Если интересно, то вот картинка, на которой я сгруппировал все сферы, в которых есть естественные монополии:
3. Конкуренция на самом деле есть
Как я уже говорил, естественные монополии признаются таковыми, потому что у них не может быть конкурентов. Но на самом деле, например, порты и аэропорты активно конкурируют друг с другом, а по законодательству такого даже быть не может. Из-за того, что услуги аэропортов подпадают под регулирование цен и тарифов, они не могут бороться за рынок так, как это обычно делает бизнес.
Об этом еще в 2017 году говорил бывший глава ФАС, но его никто не захотел слушать, ведь государство не особо стремится уменьшать свою долю участия в экономике.
4. ЖКХ пора передавать бизнесу
Помимо аэропортов, давно уже пора разрешить частному бизнесу заниматься поставкой тепла, электричества и прочих коммунальных услуг. Во многих странах жильцы могут выбрать для своего дома поставщика, который предложит более выгодные условия.
Если ГУПы и МУПы сделать частными компаниями, то государство получит развитие экономики, а люди получат более качественные услуги и будут иметь возможность выбрать поставщика с менее высокими ценами.
5. Как монополии влияют на политику
Еще одним интересным фактом является такой момент: субъект естественной монополии не может нанимать единственного поставщика. И это правильно. Если бы РЖД мог объявить конкурс на огромный контракт, например, на выплавку стали для рельс или вагонов с одной компанией, то, только представьте, какие масштабы коррупции мы бы увидели.
С другой стороны, принадлежность таких огромных корпораций вроде РЖД, Транснефти, Газпрома государству, позволяет политическому руководству страны манипулировать экономикой с помощью них. «Северный поток 2» является отличным примером такой манипуляции. Если бы кто-то кроме Газпрома мог поставлять газ в Европу, то частные инвесторы с радостью бы продолжили поставки через Украину, пока Газпром бы пытался окупить свои вложения во второй северный поток.