"Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!.."
А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
- Уж не пародия ли он? - спрашиваем мы себя вместе с Татьяной Лариной, задумываясь о яркой, но загадочной и, в итоге, совершенно пустой и заурядной личности Евгения Онегина.
Мне, как человеку весьма увлеченному психологией и психиатрией, было довольно легко определить типы личности и акцентуации характера каждого из героев Пушкинского романа, что только увеличило степень удовольствия от его прочтения. Однако сегодня, друзья мои, мы очень подробно поговорим о главном герое этого шедеврального творения Пушкина - Евгении Онегине.
Прежде, чем начать своё повествование, я хочу обратить внимание на то, что всякое несогласие с тем что будет здесь написано, и с тем как оно будет написано, следует выражать в корректной форме и таким образом, чтобы это не противоречило нормативно-правовым актам Вашей и моей страны. В случае опровержения каких-либо фактов, написанных мною здесь, просьба прикреплять к своему комментарию ссылки на достоверные источники, откуда информация была Вами изъята.
Итак, начнём!
Александр Сергеевич Пушкин - это не только величайший из русских поэтов, который Слово превращал в Музыку, это не только голос образованной русской интеллигенции прошлого времени; это не просто брэнд или стиль, это не просто творец, который показал нам всем КАК должен звучать Русский Язык в устах носителя и, наконец, это не просто человек, который одной фразой дал ответ на все вопросы, касающиеся мужских отношений с женщинами ("Чем меньше женщину мы любим..." - продолжите сами).
Александр Сергеевич Пушкин - это гений непомерного масштаба, полноту и глубину которого объять и объяснить простому смертному человеку не представляется возможным! Однако, за живыми умами всегда остается право рассуждать, восхищаться и наслаждаться, читая и изучая творения этого Избранника судьбы, чем я, дорогие читатели, с удовольствием приглашаю Вас заняться сей же час.
В годы жизни А.С. Пушкина (1799 - 1837) психологии и психиатрии, как наук похожих на те, что мы имеем сегодня, не существовало. Разумеется, на протяжении всей истории человечество пыталось объяснить свой внутренний мир, изучить его, подвергнуть анализу или сомнению, одобрению или презрению, но никаких феноменальных научных прорывов в этих областях не было совершено вплоть до конца 19 века. Первый человек, который воистину сумел начать научно постигать свой внутренний мир, лишив все эти процессы неких мистических оттенков и эзотерических догм, был Зигмунд Фрэйд. Со множеством его трудов можно ознакомиться самим, они все в свободном доступе в интернете или в книжных магазинах.
Психиатрия же, как наука (именно её мы сегодня будем касаться больше), имела несколько периодов развития: до Средневековья, Средневековье и Эпоха Возрождения, Новое время, конец 19ого - начало 20ого века.
Стоит ли говорить что думали люди о тех, кто страдал, допустим, шизофренией и уверял, что общается с феями и великанами из потусторонних миров?
Вплоть до периода Нового времени все "душевные" болезни человека считались проделками темных сил, проклятьями, одержимостью бесами и вообще небогоугодными.
До Средневековья, допустим, очень любили использовать трепанацию черепа (создавали в нем искусственное отверстие), чтобы выпустить злых духов из разума больного.
В период Средневековья же медицина все еще не относила к своей компетенции лечение "душевных" болезней и, как правило, больных жгли на кострах, называя ведьмами, колдунами, темными магами и, конечно, одержимыми. Постепенно начали появляться первые психиатрические больницы; хоть перед ними и не стояло цели излечить человека, но они могли изолировать его от общества, тем самым сделав жизнь обеих сторон менее опасной. На Руси, стоит упомянуть, досмотром душевнобольных занимались монастыри. Там к ним было более мягкое отношение, чем в Европе, однако случаи сожжения тоже имиели место быть.
В период Нового времени появилось множество домов для психически больных людей. Там уже предпринимались попытки "лечить" пациентов самыми разными способами: кровопусканием, травами, обливанием холодной водой. Держали больных в оковах цепей, происходили нередкие случаи избиения и всё это могло омрачаться постоянными издевательствами над слабыми и ничего не понимающими пациентами.
Медленно, но верно, подобное отношение к больным эволюционировало в более уважительное, находились умные и гуманные врачи, которые по-настоящему задавали себе вопрос "в чем дело и как это вылечить?". И вот в 1808 году немецкий врач и анатом Иоганн Кристиан Рейль впервые вводит термин "Психиатрия"! А в 1845 году немецкий психиатр Вильгельм Гризингер определяет психиатрию как учение о распознавании и лечении психических болезней. И ровно на этом месте мы остановимся в своём поверхностном рассмотрении истории данной науки, так как теперь знаем в какой период писался роман в стихах "Евгений Онегин" и что происходило в науке о "душевных" болезнях того времени.
Итак, "Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель..." (А.С. Пушкин).
1825 год. Позднефевральское (18-ое февраля, если быть точным), хоть уже и с оттенками весны, но всё ещё по-русски морозное утро. Народ на улице столпился в очереди к печатному киоску: что такое? Что происходит? Пушкина издали! Первую главу "Евгения Онегина"! Переминаясь с ноги на ногу, кто-то трёт руки только чтобы не замерзнуть, кто-то одет очень тепло и спокойно ждёт, посматривая то в разные строны, то себе под ноги. Какая-то дама прижалась к молодому франту и о чём-то воодушевлённо ему рассказывает. Словом, все в ожидании! Владелец киоска почётно открывает двери и первая глава романа разлетается с сенсационным успехом и небывалой скоростью! Пушкин понимает: следующий тираж должен быть в разы больше!
Затем, вплоть до 1833 года, выходило по одной, совершенно законченной главе, каждая из которой имела возможность быть логически продолженной в будущем, однако всегда оставляла за собой интригу для читателя: неужели конец? А как же продолжение? Что же с Танечкой?
В 1833 году издан был весь роман полностью и, что неудивительно, тираж был раскуплен очень быстро!
В 1837 году (ещё при жизни Гения) была выпущена вторая редакция и её тираж тоже был мгновенно (по меркам того времени, конечно) раскуплен!
Когда роман попал в мои руки и я прочитал его в первый раз - мне стало совершенно ясно: я в плену этого слога, этих рифм, этого сюжета, я в плену у самого Онегина, я люблю Татьяну, мне смешна Оленька, а Ленский умер и унёс с собою часть меня... Но я не понял ничего! Я ещё не посмотрел на роман с той стороны, с которой посмотрел на него после, прочитав его в четвёртый раз! Я принялся читать вновь, и во второй раз прочтения я просто выделял и подчеркивал самые интересные и оригинальные для себя строфы. В третий раз я пытался досконально их понять. А в четвёртый раз я читал вслух и вот ТОГДА мне удалось понять всю атмосферу, тогда интонации и темп сами рождались и сходили с моих уст, тогда Слово стало Музыкой, именно той самой Музыкой, которую закладывал в свой роман Пушкин. На меня снизошло прозрение! И прозрение заключалось в том (сейчас очень внимательно!), что я прочитал самую точную психиатрическую монографию по вопросу Нарциссического Расстройсвта Личности (НРЛ) из всех, которые когда-либо существовали!
Как Пушкин, совершенно ничего не зная о таком феномене, как НРЛ (первый раз о нём заговорил Зигмунд Фрэйд), мог с такой искусной и фантастической точностью, до мельчайших деталей правильно описать детство, формирование, юность и становление, образ мышления и стиль жизни нарцисса Евгения Онегина?!
Томимый вечной скукой, от которой он отчаянно пытался избавиться, занимаясь самыми разными делами, - от соблазнения девиц, до написания стихов - находящийся под весьма частым гнётом беспричинной апатии и "русской хандры", Евгений Онегин при этом великолепно подавал себя в обществе, если того хотел, умел блистать и уничтожать дешёвок, был мстительным, остроумным и обладал холодным рассудком, вечно облачённым в вуаль скептицизма и цинизма. Он, не видя в жизни смысла и, в общем-то, относясь к другим людям (в лучшем случае) снисходительно, если не презрительно, любил иногда помечтать - об этом писал А.С. Пушкин:
"Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;.."
Онегин не имел привязанности к другим людям, ни к кому не относился серьёзно и даже с Ленским подружился от нечего делать, потому как было совсем скучно ему сидеть в этой деревенской глуши. Буквально за несколько дней пребывания в новой обстановке Онегина совершенно перестало занимать всё, что его окружало. Он начал побольше читать книги, но и они ему вскоре наскучили. С Ленским они любили прокатиться верхом в неспешном темпе и поговорить. Ленский, будучи пылким и страстным романтиком и любителем философии, часто предавался томным думам и мечтам, рассуждал на самые разные темы и склонен был верить в некий мистицизм. Словом, жизнь юноши была наполнена и огнём, и грёзами, и смыслом! Онегин же, проявляя тут некую благородность (но, думается мне, не прояви он её - Ленский бы с ним перестал общаться, а Онегин этого не хотел из-за вечной скуки), просто слушал и молчал, редко вступая в спор. Евгений был хорошим манипулятором и Ленский был его жертвой. Да, именно Ленский и есть настоящая жертва романа. Во всяком случае до дуэли.
Кто-то ошибочно думает, будто жертва здесь Татьяна Ларина, но нет. Татьяне очень повезло: нарцисс Онегин сам отказался её подпускать к своему капкану, увидев в этом, как мне кажется, собственную мудрость и попытку сыграть благородство и блеснуть собою! Однако, никто ему таких писем, как Таня, никогда не писал, что его (где-то на подсонательном уровне) очень тронуло и задело за самолюбие. Это семя, в дальнейшем, начало зреть.
Когда Онегину 26 лет, это уже последняя глава романа, он вновь встречает Татьяну, однако она замужем и это уже не та юная девочка, что писала ему такое чувственное и, отчасти, наивное письмо, полное простой честной любви и искренней симпатии (ох, как этого мало в наше время), а это уже свецкая дама, которая умеет себя держать прохладно, обладает манерами и сдержанностью в проявлении эмоций. На этом месте зерно прозревает до конца: нарциссическая натура Евгения попадается в собственный капкан и он становится жертвой самого себя. Это вторая жертва романа. Он не может принять того, что Татьяна ему не принадлежит после того письма, после того "благородного" поступка с его стороны, после всех тех её терзаний, после её реакции на его слова о её письме (эпизод в саду). Нарцисс не обладает ярко выраженной эмпатией, однако отлично читает людей (если у него высокий IQ), что и помогло ему рассмотреть чувства Татьяны в той сцене.
И вот, возвращаясь к 26-летнему Евгению, мы можем наблюдать, что в нём в одно мгновение созревает нездоровая привязанность к тому, что получить нельзя. К тому, что не может стать его жертвой в любом смысле этого слова - хоть жертвой его "благородства", хоть жертвой его коварства. Тогда он, не зная что делать, проворачивает ещё одну манипуляцию в виде письма Татьяне, где признаётся ей в своих чувствах как бы искренне. Но мы-то с вами знаем, что никаких искренних чувств нарциссы не испытывают и понимаем, что Таня бы наскучила Евгению уже через несколько месяцев (в лучшем случае), ибо люди не меняются. Эта травмированная привязанность Онегина прошла бы сразу, как только Татьяна оказалась в его руках. Но манипуляция не срабатывает, потому что Татьяна имеет честь и достоинство, о чём говорят нам её слова: "но я другому отдана и буду век ему верна".
Хоть Онегин и запал Танечке в душу, и она его всю жизнь любила, она всё равно понимала суть его натуры. Это случилось в тот момент, когда она приходила в его поместье, чтобы сидеть в его комнате, читать книжки, что читал он и изучать его пометки на полях.
"Уж не пародия ли он?" - спрашивает она саму себя.
И в самом деле: Онегин пребывал в ощущении вечной внутренней пустоты, всякое дело, за которое он брался, давалось ему хорошо, но до конца он ничего так и не доводил, потому что ему становилось скучно. Тяжкий труд ему был чужд, напрягаться он не любил. Все эмоции он имитировал и просто играл. Конечно, он не был машиной с искусственным интеллектом, которая стоит с отсутствующим лицом, а потом внезапно улыбка в тридцать два и "здра-а-а-вствуйте!", нет. Просто он был исключительно поглощён собой, его не интересовали переживания других людей и общение с ними не приносило ему особого удовольствия. Если была возможность, то он избегал общения, а если возможности нет - создай её сам.
Серьёзно говоря, мы, люди, - существа социальные и должны адаптироваться и преуспевать в этом самом обществе любыми способами, кому как позволяют способности. Так как Онегин обладал нарциссическим типом личности, но совсем изолироваться он не мог (да и не хотел, потому что иначе изолировался бы, будем смотреть на вещи реально), то он жил так, как умел, бессознательно исходя из своих личностных данных. Из-за отсутствия человеколюбия, он просто его изображал, а свою социальную агрессию он выражал в том, что злословил, лгал, лицемерил, соблазнял чужих женщин, писал дерзкие эпиграммы, но при этом всячески старался свою репутацию удерживать в рамках достойной и хорошей. Что ж, ему это удавалось и удаваться будет.
Кто-то ещё скажет: а как же Ленский? Онегин жалел о своём поступке.
Да конечно жалел! О своём поступке.
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Но все эти здравые рассуждения Онегина не остановили, он не мог лишиться чести, отказав в дуэли. Но надо ещё помнить, что он, всё-таки, этого и не хотел. Запомните! Есть очень простое правило: если человек чего-то истинно хочет - он это сделает. А если чего-то в полной мере не хочет - не сделает. И все, кому сегодня плохо - они этого хотят. Бессознательно они этого жаждут и погружают себя в вечный самообман. Однако, мы вернёмся к Евгению Онегину. Разумеется, что какие-то минимальные угрызения совести в нём таились, об этом писал сам автор. Нарцисс - это не психопат. Хоть какая-то малейшая доля эмпатии в таких людях присутствует по той простой причине, что сами они очень глубоко ранимые натуры. И весь их образ жизни - это попытка защититься и самовосполниться. Блаженны нарциссы с выскоим IQ, потому что у них это почти всегда получается. Я смею полагать, что Онегин был таким нарциссом, потому что в обществе о нём были прекрасного мнения, его уважали и с ним считались.
Ленский пал жертвой нарцисса, а затем и сам Евгений стал собственной жертвой.
Евгений - это ядовитый змей, который сам же мучается в собственном яде. Он - это великолепно украшенная и очень филигранно созданная скульптура, которая совершенно полая изнутри. И, должен признаться, этот персонаж мне глубоко симпатичен.
Пушкин, находясь в ссылке, совершил прорыв в психиатрии ещё до отца психоанализа Зигмунда Фрэйда. Пушкину удалось воссоздать исключительно верный портрет человека с НРЛ, невероятно чётко описать душевные переживания совершенно всех персонажей, которые в подобных переживаниях нуждались; и заметьте, что у Онегина, как таковых, здоровых человеческих переживаний не было. Это всегда было какое-то хождение по вязкой чёрной массе и попытки хоть как-то избавиться от такой же чёрной дыры у себя внутри.
На пустом месте он обиделся на Ленского, при этом не уехал, а решил как-то странно и действительно жёстко отомстить юному поэту, сманипулировав его избранницей Оленькой. Онегин прекрасно знал возраст Оленьки, знал как в ней бурлят гормоны, знал какие пошленькие мадригалы нашептать ей на ушко, и знал какую при этом применить интонацию. Разумеется, ему было всё равно на эту Оленьку - он просто её использовал в качестве раздражителя в этой операции "Задеть Ленского". Нарцисс Евгений прекрасно знал как на это отреагирует пылкий влюблённый поэт и вот тут я хочу сделать сноску на одноименную оперу П.И Чайковского: в опере, когда разворачивается сцена бала, когда Онегин потанцевал с Оленькой, а Ленский обиделся и разозлился, у двух юношей происходит диалог! Его содержанием я слишком отягощу статью, поэтому прошу ознакомиться самим. Чайковский ещё лучше раскрывает и дополняет картину и сам роман в целом! Хотя, композитор во многом и спорит с Пушкиным (об этом я тоже напишу статью, когда приду к конечному пониманию слияния двух гениев).
Есть у меня такое ощущение, что именно дуэль Онегин предсказать не мог. Но ту реакцию, которую демонстрирует Ленский в опере Чайковского, Онегин не просто смог предсказать, а её-то он вызвать и собирался, её-то он и ждал! Но останавливать юношу в своей обиде Евгений не начинал, просто потому что ему было всё равно. Его волновало только одно: разыграть верную манипуляцию (оно ему и удалось), а то, что дальше дело дошло до дуэли - ну и ладно. Стреляться, конечно, "не очень хочется", но надо, коль уж предложили. А то, что Онегин чуть не проспал свою дуэль, говорит нам о том, что он о ней не сильно и беспокоился. Жизнь была ему скучна, в загробный мир он не верил, а значит и расстаться с этой жизнью ему не будет трудно. Я уверен, что оба юноши испытывали какое-то волнение в тот момент, но оно вызывалось лишь тем, что следует отстоять честь и уйти либо победителем, либо побеждённым. Дуэли, в те времена, были делом не редким и, не побоюсь сказать, даже обыденным. Так решались проблемы у людей более высоких сословий, если простить и помириться они не хотели.
И что в итоге с Евгением? Сложно сказать. Сложно сказать что с ним случилось после отказа Татьяны, куда он подался и чем себя занимал. Но мне, как человеку, который к Онегину испытывает лишь понимание и симпатию, хотелось бы думать, что он жил долго (пусть и не очень счастливо) и просто всё время чем-то пытался заполнить свою пустоту. Занимался живописью, игрой на рояле, манипуляциями, денежными махинациями, соблазнением, изготовлением вина, позированием для портретов и чем-то, что его ещё могло привлечь хоть на какое-то время.
Друзья Людмилы и Руслана! Настоятельно рекомендую к прочтению данный роман. В общем-то, можно больше не читать ни одной книги, если вы обязуетесь всегда перечитывать "Евгения Онегина" - настолько эта энциклопедия жизни самодостаточна и обширна. Я очень рад за каждого, кто волей случая прочитал эту статью до самого конца, это моя вторая статья за всю жизнь и периодически я буду писать ещё и ещё. Мне, как человеку искусства, нравится всё, где нужно проявлять свою творческую натуру и никаких границ себе я ставить не собираюсь. Прочитайте "Евгения Онегина", затем послушайте одноименную оперу П.И. Чайковского и постепенно у вас начнёт складываться верная картина прочтения этого величайшего творения Русской Поэзии. Пусть ваши дети не бегают за кратким содержанием, а читают этот шедевр полностью и внимательно. Можете порекомендовать им мою статью, чтобы они блистали в школе на уроках литературы таким свежим и новым взглядом на этот роман.
Поклон, занавес.