Найти в Дзене
Toyota Russia

Почему заявленный расход топлива не совпадает с реальным? Разбираемся

Оглавление

При выборе автомобиля мы сравниваем все данные и верим тому, что написано в рекламных буклетах. Но в реальной жизни показатели могут не совпадать с заявленными. Почему так происходит и нет ли здесь злого умысла? Разбираемся с оценкой расхода топлива.

Все производители играют по правилам

Расход топлива — один из главных паспортных показателей автомобиля. На него всегда обращают внимание. Чтобы бренды могли придерживаться единого правила в оценке возможностей автомобиля, еще в 1970 году ООН регламентировала нормы. Так появился NEDC (New European Driving Cycle), или «новый европейский цикл вождения». Он обязывал всех автопроизводителей проводить испытания по единым условиям. Дистанция исследования составляла 11 километров, а длилось испытание (его городская часть) 780 секунд. За это время автомобиль успевал разогнаться максимум до 120 км/ч.

Но система, которая была приемлема для машин 70–80-х годов, сейчас кажется невероятно устаревшей. Представьте ускорение до 50 км/ч за 26 секунд в городе и до 70 км/ч за 41 секунду на трассе! С течением времени данные при эксплуатации автомобилей начали серьезно отличаться от измеренных в таком цикле. Международный совет по чистому транспорту в 2013 году выяснил, что заявленные и реальные показатели в среднем различались на 38%!

-2

В Японии и Америке также существовали два собственных цикла — JC08 и FTP75. Японский рассчитан на местные условия вождения и детально описывает движение в плотном городском трафике, почти игнорируя высокоскоростные заезды по шоссе. Например, доля остановок в нем составляет 30%! Американский более реалистичен и оценивает расход при движении со включенными потребителями энергии, например кондиционером.

В 2008 ООН начала разработку нового цикла под названием WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure), или «всемирная тестовая процедура для легковых автомобилей». Уже с 2018 по нему сертифицируются все новые автомобили. Цикл состоит из четырех частей: низко-, средне-, высоко-, и сверхвысокоскоростной. Общее расстояние испытаний составляет 23,4 километра, максимальная скорость доходит до 131 км/ч, а средняя скорость — 44,6 км/ч. На остановки заложено всего 13% против 25% в цикле NEDC.

Важный момент: все эти испытания, что NEDC, что WLTP, всегда проводились в тепличных условиях лабораторий. Автомобиль стоит на барабанах, а водитель управляет им по заранее рассчитанному графику. Это важно! Но почему — об этом чуть позже.

Стиль вождения определяет показатели

При испытаниях NEDC или WLTP у водителя за рулем совсем нет свободы. Ведь он должен следовать за точкой на экране, даже не отвлекаясь на дорогу. В реальной жизни все по-другому. Мы тормозим и разгоняемся, подчиняясь не только условиям дорожной обстановки, но и настроению и инстинктам. И не думаем, что каждое лишнее нажатие на педаль открывает дроссельную заслонку и обеспечивает больший расход топлива.

-3

Автомобиль в рамках цикла WLTP проходит испытание всего 30 минут. За это время он не успевает даже попасть в более-менее приличную пробку! Да и как насчет фактора плохих дорог? Ведь старый крупнозернистый асфальт, а также маневры при объезде выбоин и ям требуют дополнительных торможений и работы газом. А это — опять потери.

Нельзя недооценивать детали

На расходе топлива сказываются многие важные детали. Например, насколько у вас подходящее давление в шинах? Как часто вы его проверяете? Ведь подспущенные колеса увеличивают площадь контакта с дорожным покрытием, и расход топлива сразу увеличивается. А шины с развитым протектором на кроссовере увеличивают сопротивление качению и также изменяют паспортные показатели автомобиля. Есть и другие моменты. Например, стандартный цикл WLTP проводится при +23 градусах по Цельсию (в Европе – при +14°С). Такая погода в большей части России стоит едва ли пять-шесть месяцев в году, а в остальное время у нас холоднее. Значит, и двигателю нужно больше времени на прогрев и выход на оптимальные значения температурного режима. Ветер тоже мешает автомобилю, создавая дополнительное сопротивление. Дождь и слякоть требуют постоянно включенных потребителей электропитания, и нагрузка на мотор снова увеличивается. Сцепление шин с разным типом дорог и при разной погоде варьируется в широком диапазоне. Не говоря уж о том, что в сильные морозы двигатель вообще работает в экстремальном режиме. А генератор дополнительно нагружает его работой из-за включенного подогрева сидений, зеркал, стекла и руля.

Другими словами, к цифрам в паспорте автомобиля стоит относиться как к ориентиру, не более. Они не врут — просто измерены в условиях, в которых водитель оказывается крайне редко. Но, с другой стороны, винить в этом производителя тоже нельзя. Он играет по установленным правилам, да и вряд ли может предусмотреть все ситуации, которые могут случиться с автолюбителем на дороге.