Собрался съездить в деревню в Архангельскую область проведать места, да и просто вдохнуть свежего воздуха. Как оказалось, в межсезонье могут быть нюансы. Когда приехал, увидел разлившиеся реки и лодки у меня с собой не было…
Каждый раз, когда едешь на Русский Север, не знаешь, доедешь или нет. Всегда могут ждать сюрпризы. Дороги там грунтовые и зачастую не особо ровные. Если ездят легковушках, то это считается хорошо. Иногда и на УАЗе не доедешь, а ездят на лодках. По пути я решил сократить путь между деревнями и поехать старой дорогой, где когда-то шел Ломоносов. Ё-мое, а где мост-то? Его затопило. Ладно, поедем в объезд по трассе.
Еду дальше, решил заехать посмотреть Никольскую церковь 300 летнюю. Приехал и дорога внезапно превратилась в озеро. Снова фиаско. Местные жители бросали машины на поляне и далее их перевозили на лодках. Реки это традиционно лучшие транспортные артерии Севера.
Такое было не раз и не два. Дальше ехал по трассе, на правый берег Северной Двины пришлось перебираться на пароме. После ледохода паромы сразу же запустили, но были нюансы. Дорога, куда пристает паром на том берегу тоже была затоплена и машины возили в 3 раза дальше. Работали паромы по двойной/тройной цене, так как рейсы были длиннее. 2000 рублей туда/обратно считается еще недорого.
Вот дальше главный сюрприз, подъехал к деревне и удивился. Это что такое? Там где стояли знаки, находился мост… Теперь его нет, бревна плавают, мост унесло. Вот так да! Съездили в деревню, покушали свежего хлебушка из печи, ну хоть воздухом свежим подышал.
Можно было бы долететь в деревню дроне, но дрон был разбит еще на второй день, а лодку ПВХ с мотором в этот раз не брал и зря. На Русский Север без своей лодки ехать опрометчиво, много куда будет не попасть без неё. Паромы же ходят только в очень крупные населенные пункты.
Местные иногда даже на каракатах переправляются через реки. Они плавают и могут ехать куда угодно. Для езды по болотам и труднодоступным местами умельцы строят всевозможные вездеходы из подручных средств. Дешево и сердито, а по проходимости не уступят заводским вездеходам за 5-10 миллионов.
Вообще такие дороги это хорошо, потому что на местных дорогах погружаешься в атмосферу тех времен на век назад. Очень радует, что в России остались такие места. Они в первую очередь интересны для путешествий. Потому что, что интересного ехать по ровному асфальту с кафе и частыми АЗС? Скукота и никакой романтики.
Гораздо круче свернуть с федеральной трассы, на проселок и покататься по диким местам, где нет толп туристов. Правда большинство туристов сюда категорически не поедет. Летом гнуса полно, зимой холодно, а в межсезонье те самые нюансы дорог. Я тут подумал, а вообще-то хорошо, что не проехал, а то представьте: переехал, вода поднялась и все. Сиди целый месяц как на острове и обратно в город не вернуться будет.
Каждый год такая проблема в деревнях, интересно, а вы знаете способы её решить? В следующий раз расскажу про заброшенные деревни Русского Севера, которые попались по пути. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Читайте также как я застрял на этих дорогах в луже и провел всю ночь, а также про трассу из Петербурга в Архангельск, которая превратилась в бездорожье. Еще фото в Instagram @di_artphoto и skazkatravel в Telegram, а на Youtube смотрите 30 видео из путешествий по Русскому Северу.