Найти тему
ComDig | Urban Exploration

В Ленинградской области десятки паровозов стоят в ожидании ядерной войны!

Паровоз Су. Еще несколько лет назад он был на ходу.
Паровоз Су. Еще несколько лет назад он был на ходу.

На майские праздники вся страна отдыхала аж целых десять дней. И мы с товарищами - тоже не исключение. Пока все разъехались по дачам, в родные города или просто к родственникам, мы решили держать курс на Санкт-Петербург.

Еще в мою прошлую поездку в Питер я узнал про достаточно интересное место, которое находится в лесах Ленинградской области. Здесь на четырех длинных железнодорожных путях стоят десятки паровозов и тепловозов, которые ранее были нужны на случай ядерной войны.

Но попасть в это место - почти не реально. Хоть сам деревянный забор и выглядит уставшим, за ним Вас ждут десятки злых собак, на столбах - видеокамеры, а на ресепшене - злые женщины и мужчины, которые быстро дадут понять, что смотреть здесь нечего.

Кажется, вариантов нет. Но на самом деле - сюда можно попасть четыре раза в год, так как на эту площадку, оказывается, водят экскурсии. Стоимость символичная, да и даты нам попались удачные. Как раз в день нашего приезда должна была проходить экскурсия, на которую мы благополучно и записались.

Попав на территорию, я отстаю от всей группы и решаю погулять один. Ведь не каждый день можно прикоснуться к подобным махинам, которые остались лишь в музеях.

Сегодня я Вам покажу более ста фотоснимков, которые мне удалось сделать, и расскажу историю этой площадки.

Значительно отстав от свой группы, я заметил, что за мной пристально следила женщина из охраны этой площадки. Через несколько минут у нас с ней завязался вполне себе житейский разговор.

Как оказалось, когда-то эта площадка и правда была базой запаса железнодорожной техники, которую берегли на случай ядерной войны. Ведь если что-то случится, то паровоз безукоризненно будет выполнять свои функции, только топи печь и заправляй его водой из любой лужи.

Еще несколько лет назад каждый старый паровоз обязательно запускали раз в год, катали по рельсам и ставили обратно на консервацию. Но сейчас времена уже не те. Площадка эта - бюджетная, поэтому денег нет даже на банальную покраску подвижного состава. "Да и сейчас это уже давно не база запаса, - жалуется мне сотрудница. - Теперь это простая фондовая площадка ЦМЖТ Пионерский Парк ". Причем эту фразу повторяет нам каждый из сотрудников много раз.

Что интересно: помимо отечественной техники - здесь есть и зарубежная. Например, этот тепловоз Да-031, чистокровный американский локомотив, выпускавшийся фирмой American Locomotive Company с 1942 по 1946 год и привезенный в СССР по ленд-лизу.

Если случится ядерная война, конечно, эти паровозы и сейчас могут выполнять свои функции, как рассказывает мне сотрудница, но, как видно, больше половины подвижного состава уже в удручающем состоянии.

Подниматься на паровозы категорически запрещено, ведь во многих местах металл сгнил настолько, что можно просто провалиться и сломать ногу или руку.

Сама база запаса находится в закрытой и по сей день пограничной зоне. Этот объект был построен в 30-е годы как база железнодорожных транспортеров ТМ-1-14, ТМ-3-12 и ТМ-1-180 Ижорского сектора Береговой обороны.

Сейчас же на площадке находится под сотню различных единиц подвижного состава:

  • Паровозы: Ор18 - 01, Од - 1018, Од - 5294, Э - 918, Эг - 5241, Эр791 - 86, Эр766 - 39 (?), Эу699 - 92, Ем - 3635, Ел - 534, Ел - 4000, Л - 4051, Л - 4373, ЛВ - 0415, Су251 - 58, Су253 - 82, СО17 - 2447, СОм17 - 515, ТЭ - 6644, ФД20 - 163

  • Тепловозы: Да - 031, ТЭ1 - 20 - 195, ТЭ2 - 187, 2тэ10л - 941, ТЭМ - 484, ВЛ8 - 697, ВЛ22 - 179, ВЛ41 - 060, ЧС1 - 041, ЧС3 - 045, ЧС3 - 081.
    ПРОЧЕЕ См3 - 027, ЭР1 - 01, 06, 09, 10.

Когда-то давно этой базой запаса - когда она была еще на балансе - заведовал некий человек. Он неплохо заработал на черном металлоломе, вывозя с базы уникальные экспонаты, предварительно их распилив. В итоге его просто сняли с должности, даже не доведя дело до уголовного.

Теперь в Лебяжьем снова хранится техника музея ЦМЖТ. В данный момент это не музей, как поясняет мне сотрудница, а фондохранилище. Техника строго охраняется, правда, окна на подвижном составе умудряются разбивать даже во время экскурсии.

Немало народа любят взять что-то на память и оторвать какую-либо деталь на сувенир, тем более, что не вся техника здесь прошла даже косметический ремонт.

Конечно, радует, что попасть сюда можно хотя бы на экскурсию, ведь подобных экспонатов, да еще и в таком количестве, найти попросту не возможно.

Больше всего на этой площадке меня поразил советский магистральный пассажирский паровоз П36, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы. Огромные колеса высотой больше человеческого роста - по мощности он был эквивалентен паровозу серии ИС, но имел нагрузку от осей на рельсы не более 18 тс, благодаря чему мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии С и заметно повысив вес пассажирских поездов.

Последний паровоз серии стал последним построенным паровозом для Коломенского завода и последним выпущенным в СССР пассажирским паровозом.

Помимо старых паровозов здесь есть еще немало интересных машин. Например, боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак). Это состав стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило, межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы.

Также на площадке есть интересный дизель-поезд серии Д1, на котором ранее лично работал нынешний директор этой площадки (со слов женщины из охраны). С постройки он был приписан к депо Новгорода, в 2001 г. вагоны 1 и 3 модернизированы на Великолукском ЛРЗ с установкой дизеля М773А петербургского завода "Звезда". Присвоен индекс Д1М-720. После модернизации передан в депо СПб-Варшавский для использования в качестве служебного, для изучения и ремонта дальних участков не электрифицированных магистралей. После исключения из парка в 2016 году был передан в ЦМОЖД и поставлен здесь, в Лебяжьем.

Про сам музей и эго экспонаты можно рассказывать бесконечно. Сотрудники жалуются на маленькую зарплату, на то, что экспонаты разваливаются, да и в случае войны они уже ничего явно сделать не смогут. Про это место просто забыли, а весь ремонт делается на голом энтузиазме самими сотрудниками этой площадки, большинство которых - пенсионеры, которые проработали на железной дороге по 50 лет, отдав ей всю свою жизнь и здоровье.

Обидно, что техника в подобном состоянии. Она явно нуждается в ремонте или банальном уходе, но рук не хватает, да и денег нет даже на краску. Если Вы хотите помочь этой площадке, можете записаться туда волонтером, правда, щетки для снятия краски, саму краску, кисти и прочие необходимые вещи нужно обязательно брать с собой, так как у площадки и руководства попросту нет на это средств.

Так и будут стоять эти гиганты в лесах Ленинградской области в ожидании ядерной войны. Правда, даже если она и случится - они ничего не смогут сделать...

В конце нашей статьи предлагаю Вашему вниманию видео, снятое на месте событий.

Спасибо за внимание!

Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке:

Действующая и брошенная техника | ComDig | Urban Exploration | Дзен