Найти тему

Диего Веласкес: мудрый художник, чья могила, увы, утрачена

Они жили долго и счастливо и "ушли" в один день. Это небольшое преувеличение, но почти в один: Хуана пережила супруга всего на 8 дней.

Более 40 лет вместе - уже красивая история. Не так ли?

Он был дружен с Питером Паулем Рубенсом и со своим королем. Он умудрился подружиться даже с подаренным ему рабом, сделав из него художника.

При жизни обласканный славой придворный художник, а могила утрачена. Остался лишь памятник у королевского музея искусств Прадо да скромный обелиск на мадридской площади Рамалес.

Не всем известным, уважаемым и великим доводится обрести последний земной приют, куда могли бы прийти потомки или почитатели.

Не посчастливилось Моцарту, не повезло и Веласкесу.

Памятник Веласкесу перед музеем Прадо в Мадриде
Памятник Веласкесу перед музеем Прадо в Мадриде

Зато во всем остальном ему, похоже, везло. Дворянина из небогатого, незнатного севильского рода ожидали блистательная судьба, карьера и возможность творить.

Его Христа, его Менины или парадные портреты членов мадридского королевского двора вы не могли пропустить в Прадо.

Фрагмент картины "Менины", 1656 г. Прадо, Мадрид (Prado, Madrid)
Фрагмент картины "Менины", 1656 г. Прадо, Мадрид (Prado, Madrid)

Диего Родригес де Сильва Веласкес получил хорошее образование в области языков и философии. Его родитель, заметив склонность мальчика к изящными искусствам, определил его в ученики к Франсиско Пачеко.

Год спустя после завершения обучения бывший ученик становится зятем учителя.

23 апреля 1618 года девятнадцатилетний юноша женился на 15-летней дочери Франсиско Пачеко Хуане Миранде.

Его тесть был о нем весьма высокого мнения, отдавая должное добродетельности и чистоте зятя, и питая надежды на блестящее будущее дочери подле человека выдающегося ума и таланта.

Уже в 1623 года Диего Веласкес стал придворным живописцем, полностью оправдав надежды своего учителя и тестя.

Конный портрет Филиппа IV, 1628-35 гг. Прадо, Мадрид
Конный портрет Филиппа IV, 1628-35 гг. Прадо, Мадрид

Молодой Веласкес понравился молодому испанскому монарху Филиппу IV и был назначен королевским живописцем с исключительным правом писать портреты короля Филиппа IV и членов его семьи.

Его вознесение было стремительным, но головы он не потерял, аккуратно и старательно постигая глубины человеческих характеров, скрытых под масками придворного этикета.

Фрагмент портрета инфанты Маргариты в голубом платье, 1659г. Художественно-исторический музей, Вена
Фрагмент портрета инфанты Маргариты в голубом платье, 1659г. Художественно-исторический музей, Вена

Мастерская Веласкеса никогда не покидала пределов королевского дворца. У Филиппа IV был от нее собственный ключ и монарх часто наблюдал за работой своего любимца, беседуя с ним тет-а тет вопреки дворцовому этикету.

К 1630-м годам относится величайшая из картин Веласкеса религиозного направления "Христос на кресте", изображающая спасителя сразу после смерти.

Только перед ней одной можно простоять целый час, она затягивает словно воронка. Пожалуй, лишь одно полотно произвело на меня подобное впечатление, но ехать проверять пришлось бы в Дрезден...

Фрагмент картины "Христос на кресте", 1632 г. Прадо, Мадрид
Фрагмент картины "Христос на кресте", 1632 г. Прадо, Мадрид

Он написал более сорока портретов Его Испанского Величества, но среди его работ, пожалуй есть одна, еще более неординарная, чем "Распятие Христа".

Речь о портрете мавра-раба Хуана де Пареху, подаренного ему королем в услужение. Юноша стал Веласкесу не только преданным слугой, но и компаньоном.

Будучи в Риме дон Диего пишет портрет молодого мавра, что само по себе из ряда вон - портрет раба!

По словам биографа художника, Антонио Паломино, этот портрет "снискал такое всеобщее восхищение, что по единогласному мнению художников разных стран все прочее выглядело как живопись и только это как истина".

Благодаря этой работе Веласкеса признали равным в самой Италии. Именно тогда он получил заказ написать папу Иннокентия Х.

Портрет Хуана де Парехи, Диего Веласкес, 1650г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портрет Хуана де Парехи, Диего Веласкес, 1650г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Художник, удостоенный многих наград при дворе Филиппа IV, кавалер ордена Сантьяго, одного из высших орденов Испании, пожалованный личным дворянством, не обрел лишь одного - обычной могилы, по крайней мере, надолго.

Последним важным поручением короля и друга стало устройство церемонии брака между Людовиком XIV (будущим королем-Солнце) и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией.

Портрет инфанты Марии Терезы, 1652-53гг. Художественно-исторический музей, Вена
Портрет инфанты Марии Терезы, 1652-53гг. Художественно-исторический музей, Вена

Блестящая церемония состоялась в июне 1660 года, но увенчанный сединами Веласкес вернулся в Мадрид, охваченный лихорадкой.

Несмотря на все усилия королевских врачей 6 августа 1660 года на 62-м году жизни Диего Веласкес скончался.

С почестями, положенными рыцарю, художник был похоронен в мадридской церкви Иоанна Крестителя, где восемью днями позже была похоронена и его верная жена Хуана.

Автопортрет, 1640-50 гг. Музей изящных искусств, Валенсия
Автопортрет, 1640-50 гг. Музей изящных искусств, Валенсия

Он прожил немало и достойно. Эта пара могла навсегда разделить свой последний приют, как делила жизнь земную, но 1811 году церковь была разрушена французами.

Так захоронение великого живописца было утрачено навсегда.

Монумент Диего Веласкесу на месте церкви, где была его могила, Площадь Рамалес, Мадрид, Испания
Монумент Диего Веласкесу на месте церкви, где была его могила, Площадь Рамалес, Мадрид, Испания

Художника пережили более 120 его полотен, их можно увидеть во многих музеях мира, но больше трети из них хранятся "дома", в Прадо.

Всем счастливых дорог!