Книга «Искусство для пацанчиков. По полочкам» – настоящая находка для начинающих арт-исследователей. Разговор об искусстве «по понятиям» для тех, кто хочет быть в теме, но не знает, с чего начать.
Культуролог, искусствовед и автор подкастов «Искусство для пацанчиков» Анастасия Четверикова расскажет о шедеврах живописи, скульптуры и архитектуры весело, просто и по-пацански.
Делимся историей о том, как создавалась знаменитая скульптура «Давид» работы Микеланджело Буанарроти.
Обратимся к фактам!
Давид – второй царь народа Израиля и папа знаменитого Соломона. Во время войны иудеев и филистимлян Давид вызвал на поединок главного филистимлянского воина Голиафа и победил, пустив в него камень из своей пращи. После этой феноменальной победы народ стал считать Давида царём-освободителем.
Прославленные мастера неоднократно обращались к образу легендарного героя. Знаменитая флорентийская скульптура Давида была создана великим итальянским творцом эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти.
С чего же началась работа над самым прекрасным мужчиной эпохи Ренессанса, которая длилась четыре года (1501 – 1504)?
· Статуя Давида была заказана для украшения собора Санта-Мария-дель-Фьоре
За скульптуры для города и оформление соборов во Флоренции отвечала гильдия торговцев шерстью. Изначально скульптура должна была украшать ниши собора на самом верху. Шерстянщики хотели двенадцать крупных скульптур ветхозаветных персонажей, так что Давид был всего лишь одной из них.
· Микеланджело взялся за Давида после того, как от работы уже отказались два скульптора
Один – потому что понял, что в жизни не сможет обтесать этот огромный кусок мрамора из копей Каррары. Он начал обтёсывать ноги и бросил это дело. А второй – потому что нашел в этом монолитном куске трещину и отказался.
· Скульптор создал уменьшенный глиняный макет статуи, который опускал в квадратную миску с молоком
Фрагменты, которые выступали над поверхностью молока, мастер отсекал. Микеланджело считал, что в куске мрамора уже живёт статуя, а он её просто освобождает. Те, кто видел, как работает Микеланджело, говорили, что он делает больше обломков в течение четверти часа, чем три каменотёса за целый час.
· Микеланджело отличался невероятным упорством и творческой энергией
Эта энергия отделяла его от человеческого общества, потому что он мог не есть, не пить и только делать, делать, делать. Во время работы над росписями Сикстинской капеллы он мог по несколько дней вообще не спускаться со строительных лесов под потолком и кричать в ответ на уговоры сочувствующих: «Уходите, я пишу, пишу, пишу!» Великий трудоголик!
· Власти Флоренции разместили Давида на площади Синьории возле здания государственного управления
Сообщество архитекторов и художников во главе с Сандро Боттичелли, автором картин «Весна» и «Рождение Венеры», настояло, чтобы статую разместили ближе, потому что она совершенна и грех ставить её на самый верх, где детали недоступны близоруким европейцам. Гиганта Давида туда тащили от места творения четыре дня!
· Габариты Давида составляют 5 метров и 17 сантиметров, что в три раза больше человеческого роста
Не человек, а глыба! Хотя он не так идеален, как кажется. Точнее, не совсем пропорционален. Правая рука Давида слишком большая, если присмотреться. Исследователи считают, что Микеланджело специально подчеркнул эту часть изваяния в честь прозвища библейского героя, Мануфортис (в переводе – «сильная рука»).
· Статуя Давида имеет множество копий по всему миру
Есть четыре слепка, признанных уникальными: копия с площади Синьории, недалеко от палаццо Веккьо; слепок, который находится тоже во Флоренции на площади Микеланджело; копия из Итальянского дворика Пушкинского музея в Москве и копия из музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Прочитать отрывок или купить книгу «Искусство для пацанчиков. По полочкам» можно в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a00089a/
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)