Найти в Дзене
Оля Гурская

Эпоха барокко в музыке. Часть II. Зрелое барокко (1654 - 1707)

Зрелое барокко отличается от раннего повсеместным распространением стиля и усилившимся разделением музыкальных форм, особенно в опере. В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения (например, школа bel canto). В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Для исполнения на открытом воздухе пригодилась серенада. С XVI по XVIII вв. в инструментальной музыке господствовала токката: органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха). В XVII в. оформилась и соната в современном понимании. сонаты разделились на два вида: церковные (в которых преобладал контрапунктический стиль, исполнялись на богослужениях) и камерные сонаты (состояли из прелюдий, ариозо, танцев, написанных в разных тональностях, исполнялись на концертах одним или двумя инструментами). Во второй половине XVII века как оркестровая разновидность трио-сонаты, возник жанр кончерто гроссо, чему немало поспособствовал композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713). Кончерто гроссо (итал. concerto grosso «большой концерт») — инструментальный жанр в музыке, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino, «кончертино». Жанр кончерто гроссо построен на сильных контрастах; инструменты делятся на участвующие в звучании полного оркестра, и на меньшую солирующую группу. Музыка построена на резких переходах от громко звучащих частей к тихим, быстрые пассажи противопоставлены медленным. Среди последователей Корелли был Антонио Вивальди.

В Англии зрелое барокко отмечено ярким гением Генри Перселла (1659—1695). Он работал в широком спектре жанров: от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки. Пёрселл стал одним из первых композиторов клавишной музыки, влияние которых распространяется и на современность. В Англии в начале XVII в., в творчестве И. Гро и английских вёрджиналистов, началось, а к середине столетия оформилось, преображение сюиты, - из прикладного танца в «пьесу для слушания»..

Во второй половине XVIIв. во Франции утвердился термин «увертюра», как инструментальное вступление к произведению.

https://zen.me/ntKxs Эпоха барокко в музыке. Часть I.

https://zen.me/jxaG9 Эпоха барокко в музыке. Часть III.

https://zen.me/50XZF Эпоха барокко в музыке. Часть IV.

https://zen.me/1yaLtB Эпоха барокко в музыке. Часть V.