Найти тему
Изучаю людей

Симптоматика аутизма, но на самом деле - не аутизм...

РАС специалисты сейчас называют диагностической помойкой. Гребут под этот диагноз всех, кому не лень, и задержку развития, и депривацию, и умственную отсталость. С одной стороны - безобразие, конечно. С другой - лично я из этого безобразия особого выхода не вижу, и вот почему. 

Как вы себе ребенка с РАС представляете? Как какого-то такого странного наверное. Странно себя ведёт, людей не видит, занимается какой-то ерундой часами, орет или агрессирует, в глаза не смотрит, и тд...

Так, да не так. Люди с аутизмом очень разные изначально, плюс они, как ни крути, идут по плану развития, онтогенезу так же, как идёт и норма. Только сильно позже, и, в силу того, что за время задержки некий жизненный багаж все же накопился, онтогенез этот искаженным получается, как через мутное стекло. 

Человек с аутизмом - вовсе не всю жизнь в глаза не смотрящий и миром людей не интересующийся. Большинство родителей абсолютно не от мира сего аутичных трехлеток лет через пять обнаружат рядом с собой ласкового ребенка, который и в глаза посмотрит, и вообще все сделает, только бы рядом с мамой. У нормы в этом возрасте уже сепарация, а ребенок с аутизмом только дозрел до симбиоза. Но дозрел же. При обучении обычно раньше дозревают, но дале если ничего не делать - дозреет тоже. А потом и до сепарации, только позже. При этом, например, читать и считать вполне может уметь по возрасту. А вот в плане социальных взаимодействий - вполне может быть как двухлетка лет в десять. То есть совсем не отрешенный, скорее наоборот, очень контактный, но - только со взрослыми. А со сверстниками взаимодействовать время ещё не пришло. 

Аутизм? Да. Но уже не очень укладывающийся в привычные критерии. 

А теперь представим годовалого ребенка, у которого что-то сильно болит. Что он делает? Правильно, орет, катается по полу, или забивается в угол и дёргает себя за волосы, чтобы боль заглушить. Мы знаем, что он в другое время нормальный, но сейчас он демонстрирует классически аутичное поведение.

А если у ребенка внутричерепное давление? Тогда он все время такой, как тот годовас. У него все время болит голова, он забивается в темные углы, потому что поглощён этой болью, и вообще он существо не очень доброе - как и вы с мигренью. Похож на аутичного? Очень. 

А если первично нарушение понимания речи? Вас привезли в Китай и оставили там выживать. Ни поесть, ни попить, ни где там у них туалет. Желание забиться в темный угол и крутить там верёвочку вас точно посетит. 

А нарушение сенсорной интеграции? Какое-то ощущение нахлынуло, как волна, и под этой волной ребенок и сидит. Не видит, не слышит - весь там, под водой. Похож на аутиста - конееечно!

А депривация моя любимая... Кому мне улыбаться, кому показывать пальцем? Некому, ели ребенок в детдоме, и мамы нет. Зачем тянуться, зачем исследовать? Кругом гладкий пластик, и ничего не разрешают - если мама фанат чистоты и безопасности. Где там моя верёвочка? Привет, рукотворное аутичное поведение. 

Вот сколько вариантов. А что же истинный аутизм? Истинный - это диада. Две основные группы симптомов. Раньше было три. Совсем недавно стали выделять всего лишь две. Это 1. Недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия и 2. ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности.

Первая часть диады РАС (А) состоит из следующих подразделов:

A1 – проблемы с тем, чтобы начать и поддерживать социальное взаимодействие

A2 – проблемы с невербальной коммуникацией

A3 – проблемы с пониманием социальных ситуаций и социальных отношений

Вторая часть диады РАС (В) состоит из следующих подразделов:

B1 – атипичные речь, движения и игра

B2 – ритуалы и сопротивление изменениям

B3 – чрезмерная увлеченность объектами или интересами

B4 – атипичное сенсорное поведение

Смотрите, агрессии, например, или истерик в этом списке нет. Это - не диагностический критерий. Так же не диагностический критерий - и трудности с пониманием речи, либо отсутствие речи вокальной. А такие пункты как, к примеру, А1, А3 и В2 - вполне характерны для нормально развивающихся детей до трехлетнего возраста. А такие, как А3 и В2 - для людей с нарушениями интеллекта. И все пункты диады вам легко выдаст маленький ребенок, например, из детского дома. Потому что те же ритуалы - это отчаянная попытка хоть как-то упорядочить этот страшный и странный мир.

Но всё-таки диада аутизма - это критерий. Агрессивен и валяется под столом - не критерий. Не понимает речь - не критерий. Не говорит - не критерий. Копаем и разбираемся дальше. А в процессе копания - лечим, учим, создаём дружелюбную развивающую среду. И надеемся на лучшее. Аутизм всегда останется аутизмом, а депривация скомпенсируется.