Короткое предисловие
Сейчас я нахожусь в поиске подходящей формы для философских умозаключений. Изначально, нечто научное и конкретное я хотел оформлять в статью со ссылками на других философов, цитированием и конкретикой, но эта идея казалось все более абсурдной в процессе ознакомления с первоисточниками. Писать в вольной, ненаучной и рассудительной форме, используя метафоры и аллегории для лучшего понимания, приятно и правильно. Именно внутри этой вольности содержится самая глубокая философская мысль, которую и стоит отпустить на лоно вольной трактовки всем философам, строящих из себя бородатых профессоров. Философствовать – значит мыслить честно, а честно мыслят только люди, свободные от догматичных трактовок и потребности предать статьям научную форму.
В философии нет и быть не может строгой научной методологии, есть лишь логическая сеть умозаключений, которую можно раскидывать в любой форме, в том числе и без опоры на старое. Попытки пыльных дядечек выстроить здесь иллюзию научности до смешного нелепа, а страдающим зубрилкам с академических насестов и вольнодумцам в оковах квадратного научного слога, могу передать лишь свои искренние соболезнования. Вы не философы, а вечно жующие информационные книжки позеры, которые способны лишь сплюнуть свою трактовку в голову очередных читателей. Ваша попытка научно зарегистрировать в себе новое – смешна и ничтожна, пока существуют талантливые творцы, телом ощущающие дыхание эпохи.
Человек
Почему людей не существует? Прежде чем отвечать на вопрос о существовании и отсутствии чего-либо, а тем более рассуждать о причинах, следует разобраться с предметом. Кто такой человек? Вопрос имеет множество ответов (от абстрактных художественных или религиозных, до конкретных научных), но мы остановимся на очевидных вещах, без примесей. Человек - биосоциальное существо, умное животное с духовностью и моралью, симбиоз телесного и ментального. Метафизические штуки вроде души и божественной частицы пока отложим, но обязательно к ним вернемся ближе к концу. Итого, мы думаем, мы ощущаем, мы действуем. Все это является абсолютно неопровержимым доказательством нашего существования, и спорить с этим – глупо и странно, ведь так?
А если я скажу, что вопрос «Кто такой человек?» сам по себе пуст и безумен с философской точки зрения? Его правильная версия должна звучать как «Кто такой я?», ведь наблюдений окружающей действительности неизбежно происходит через призму самого наблюдателя, и по-настоящему поймать человека можно только в себе самом. Я поясню. Нас окружают такие же с виду существа, они бесспорно являются людьми по определению слова, но кто они такие на самом деле, ты никогда не знал и знать не будешь. Не в смысле солипсизма или иллюзорности окружающего, нет. В смысле нелепости попытки человека найти самого себя в других. Вдумайтесь, сам человек ищет определение человека, смотря вокруг, хотя человек то вот он сам и есть. Окружающий мир (здесь неважно, существует он или нет), доходит до нашего существа в виде данных от органов чувств. Очевидно, что от людей вокруг мы получаем тоже лишь эти данные, поэтому философское и глубокое определение человека логично искать не в них, а в себе. Надеюсь, мысль понятна.
Казалось бы, что тут сложного, ведь ответ на вопрос не изменился. Ты - это биосоциальное существо: руки, ноги, голова, язык. Ты действуешь, мыслишь, чувствуешь, а значит существуешь. Только вот все эти термины отходят от одного корня: от сознания. Человек себя не осознающий не может ничего, ровно как и быть этим самым человеком, разве что казаться. Это мистическое сознание отличает нас от компьютеров, является предметом философских споров, базой для моральных принципов и так далее. К сознанию прививается неисчислимое множество вторичных корней, как например личность, уникальность, характер, место в мире, смыслы жизни, философские вопросы, в общем совершенно все, что пришло и придет в твою осознающую голову, дорогой читатель. Из этого корня и вырывается наружу дерево «человек», со всеми его веточками неповторимости. Мы уже перестаем быть действующим алгоритмом или ворохом наследственных инстинктов, мы словно видим себя со стороны и вырываемся выше, навстречу абстракциям.
Ну вот. У нас есть существующая основа и образ человека, построенный на ней. В чем тогда смысл изначального вопроса и как вообще людей может не существовать после всего этого? А смысл в том, что рассматривая основу (сознание) более детально, весь образ сыпется как карточный домик вместе с истинным существованием человека.
Рождение человека
Я не буду давать сложные определения сознанию и рушить их. Факт в том, что у человека оно бесспорно есть по определению слова. Намного проще логически найти момент появления сознания или истинное рождение человека, а вопрос о его существовании появится здесь сам собой.
Итак, осознает ли себя животное? Для упрощения вопроса, возьмем не собачек и кошечек (которые являются таким же мощным предметом эмпатии, как и проекция чужого человека в нашем мозге), а скажем самый примитивный одноклеточный организм. Он действует инстинктивно; порожденные им организмы перенимают структуру поведения родителя и продолжают, скажем, искать пищу, выделять отходы и своеобразно размножаться. В какой момент человек перестал быть корректным сравнением с этими существами, ведь если говорить грубо, мы устроены также. Человек перенимает инстинкты существ родителей и также с рождения поглощает жизненно необходимые вещества, выделяет отходы… Поддержание жизни в нас самих или скажем процесс насыщения тела кислородом, происходит не по нашей воле, не благодаря нашему сознанию, а инстинктивно. Именно на эти биологические процессы «человек» и может взглянуть со стороны, осознав себя собой, ведь так?
Сознание родилось в момент разделения человека на две сущности, в момент стороннего взгляда человека на свой же процесс жизнедеятельности, а причина этого трагического момента кроется в осознания себя одним из нескольких. Человек не просто увидел себе подобных, а впервые проявил эмпатию, впервые посмотрел на окружающий мир не изнутри, а снаружи, увидев себя сначала чужими глазами, а затем и глазами нейтрального наблюдателя. Люди начали процесс социализации или проще сказать заговорили.
В момент появления слова, произошел фатальный раскол человеческого «я» на существующее и несуществующее. Ведь слова не существуют сами по себе, они являются лишь предметом общественного договора. Люди договорились называть небо небом, землю землей, воду водой, но ведь этот случайный набор звуков не имеет ничего общего ни с небом, ни с землей, ни с водой… Мы выточили свой инструмент коммуникации, но совершенно потеряли его связь с реальностью в процессе полировки. Если скажем на небо можно указать пальцем и набор из четырех букв является словесным ярлыком на абстрактном куске существующего, то как мы укажем пальцем на свободу, честь, справедливость? Забавно, не правда ли?
Причина сознания кроется в появлении словесности. Именно тогда человек вырвался из неосознанной деятельности в абстракцию, из инстинкта в наблюдателя. Человек обрел свой собственный пласт реальности, который не имеет совершенно никакой связи с настоящим, и смог уверенно сделать шаг в пустоту, оглянувшись на мир. Человек родился и живет не здесь, не в настоящем, он родился в момент толчка от монолитного болота бытия, в огромную сеть коммуникаций и накопленных знаний. Первые заговорившие люди создали несуществующий мир и родили в нем все существующее человечество.
Смерть человека
Заметили парадокс? Я все время сталкиваю настоящее и реальность, будто бы это две разные вещи. Я также назвал человечество существующим, хотя название статьи говорит об обратном. Это не ошибка, просто мы только начали отрываться от мнимой почвы, только наполовину отделились от существующего, и кое-какие слова мне пришлось оставить лежать якорями в реальности, хотя эти слова там никогда и не лежали.
Дерево «человек», которое выросло на почве сознания, не имеет ни единого корня, связанного с реальностью и физическим. Вся наша личность – ком языковых веточек, каждая из которых не имеет прямого соприкосновения с материальным, ровно как и сами слова «реальность» и «настоящее». Наше бытие – сеть общественных договоров из терминов, которые не существуют и не существовали нигде, кроме наших голов. Остальной же реальный мир фатален и детерминирован в наивысшей форме.
Истинный человек является всадником на голове биологического комка инстинктов, и всадник старательно делает вид, что управляет телом или вообще хоть чем-то. Мы придумали слова: совесть, справедливость, жизнь, свобода, взаимопонимание, и несемся по абсолютно предопределенной дорожке, упиваясь иллюзиями этих слов. Мы делаем вид, что они есть, но они есть только пока мы делаем вид. Мы строим из себя высокодуховных полноценных личностей, но только в глазах друг друга, в то время как вся наша личность, все наше истинное существо до последней своей нейронной вспышки, не существует и не существовало в реальности никогда. Слово как капля, прогибающее под себя паутинку нейронных соединений, но не в состоянии до неё дотронуться.
Здесь вы можете возразить, что слово оставляет след в реальности, слово является инструментом и вестником уже настоящих изменений, «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города», как говориться. Но это не так. Любое действие имеет причину, любое событие имеет предпосылки. Весь мир – огромный детерминированный механизм, ровно как и твоя личность. «Ты существующий» – это продукт генетического слияния родителей и вместе с ними громадного дерева предков, помноженный на среду обитания, сформированную вселенной. Ты не выбирал ничего изначально, но начал выбирать судьбу с появлением сознания, только вот начал ли? Твой характер – это плод жизненного опыта, а жизненный опыт был сформирован невыбираемой изначально средой. Любого человека можно теоретически читать как книгу, если каким-нибудь мистическим образом проанализировать всю его генетическую и общественную подноготную. Другой вопрос, что такой анализ в идеальном исполнении невозможен на практике.
Но если это так, почему «я» чувствую выбор и волю, спросит дорогой читатель? Дело в том, что выбор, воля и чувствую - это слова, существующие исключительно в парадигме людей как результат общественного договора. Мы корим наш характер за неправильные решения и гордимся сильными и волевыми, жонглируя пустыми словами и терминами в голове. Если человек сдается и пускает все на самотек, это абсолютно детерминированное решение, обусловленное рядом душевных травм и переживаний например. И детерминированное никак не значит твое, это всегда результат стечения обстоятельств, которое ты просто-напросто приписал своему «я».
Контакта между человеком и существующим нет и быть не может, потому что мы живем в своей уникальной плоскости (парадигме) слов и терминов. Эта парадигма умрет вместе с последним человеком, но никогда не выйдет за пределы наших голов, ведь мы и составляем её, а она составляет нас.
Помнится в одном их предыдущих текстов, я нарисовал романтичный образ человека в клетке из слов, который смотрит на звездопады в бесконечности. Так вот, на самом деле все намного проще, потому что человек это и есть словесная клетка, в которой никто не заперт. Она сама вечно перебирает прутья и рисует себя в себе, заплетаясь в дурную бесконечность. Мы существуем друг для друга, мы существуем для словесного «я», но никак не на самом деле.
Короткое послесловие
Зачем нужно было придумывать бога и тем более отвергать его со временем? Человек чувствует свою внутреннюю пустоту. Он вечно старается наложить трафарет своей личности на проявленную сквозь органы чувств реальность, и картинка вечно не сходится. Мы уже наплодили столько терминов без даже абстрактных аналогов в материальном мире, что начали строить целые замки из нулей и единиц и бесконечно копировать и подменять все новые и новые оболочки. Человек пуст, потому что пусты слова, из которых состоит его истинное тело, и чтобы набить это тело плотнее, слова плодятся в прогрессии.
Любая ветвь метафизики – это несуществующий прозрачный корень, которым человек стремится соединить свое «я» из парадигмы словесности с реальным миром. Он словами строит тонкую ниточку, придумывая себе покровителя, истинную природу, великий путь просветления и избавления; любую чушь, лишь бы построить связь и обрести существование. Вот только людей не существует, потому что не существует слов. И признание этого факта для собственного «я» равносильно самоубийству.
Калинин Глеб. Москва 2021 год.