Это было время, когда граждане СССР верили в светлое будущее, а автомобильная промышленность страны находилась на подъёме. Время, когда никто ещё даже не подозревал, что 28 лет спустя всё, с огромным трудом созданное усилиями нескольких поколений, рухнет в одночасье и будет пущено по ветру. Шёл 1963 год. Закончилось строительство плотины Красноярской ГЭС, побывала на околоземной орбите первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, совершил свой первый полёт авиалайнер Ту-134, а на конвейер Московского Завода Малолитражных Автомобилей встал Москвич-408.
Поступательное движение
В послевоенном мире спрос на легковые автомобили начал стремительно расти. Запустив в производство модели Москвич-402, 403 и 407, пользовавшиеся популярностью не только в Советском Союзе, но и за рубежом, МЗМА (позже – АЗЛК) укрепил свой авторитет производителя современной и достаточно качественной техники.
Но специалисты предприятия не стали почивать на лаврах. Решив не останавливаться на достигнутом, сотрудники заводского конструкторского бюро разработали новый проект, изюминкой которого стал оригинальный, инновационный для того времени дизайн.
Красота – страшная сила
Среди сотрудников коллектива, трудившегося над созданием внешнего облика Москвича-408, особенно выделялись своими талантами дизайнер Эдуард Молчанов и главный художник Борис Иванов. Если верить тем, кому довелось работать вместе с этими специалистами, Молчанов поражал воображение своими футуристическими идеями, а Иванов не давал своему коллеге воспарить в заоблачных эмпиреях, возвращая его на грешную землю, в рамки технологических возможностей предприятия.
Есть мнение, что при создании дизайна Москвич-408 разработчики вдохновлялись обликом Шевроле Импала 1961 модельного года.
Так это или нет, сейчас уже сказать сложно, но определённое стилистическое сходство присутствует. Разумеется, М-408 и Impala – машины разного класса, и о прямом копировании речи не идёт.
Переосмыслив идеи заокеанских дизайнеров, советские специалисты сумели создать самобытный и привлекательный автомобиль.
Достойный конкурент
Кто-то, возможно, возразит, что скромные размеры и ограниченная мощность двигателя небольшого седана не впечатляют. Конечно, отечественной малолитражке было далеко до роскошных Линкольнов и Кадиллаков того периода. Но на фоне прямых конкурентов, скажем, Форд Кортина, она выглядела весьма убедительно.
Нет смысла проводить аналогию с заряженной спортивной версией, создававшейся при поддержке инженеров Lotus. Но при сравнении с техническими характеристиками Ford Cortina Mk I в базовом варианте комплектации, детище советских конструкторов не ударит в грязь лицом.
Напомню, что на тот момент Форд Кортина была одной из самых продаваемых в Европе моделей авто.
Объективная критика
Нельзя сказать, что Москвич-408 был идеален. Автовладельцы критиковали машину за существенные, с их точки зрения, недостатки:
- Слабость коробки передач, доставшейся в наследство от предыдущей модели, М-407.
- Недостаток свободного места на заднем сидении. Двое пассажиров размещались без особых проблем. Но из-за сильно выпирающих колёсных арок втроём было тесно.
- Неудовлетворительную работу отопителя, плохо обогревавшего салон в холодное время года.
- Посредственное качество сборки. Новую, только с завода, машину приходилось сразу отправлять на протяжку.
Зависимая, на полуэллиптических многолистовых рессорах, задняя подвеска хорошо справлялась с бездорожьем, но оказывалась недостаточно эффективной на больших скоростях.
Интерьер
Несмотря на некоторый недостаток свободного пространства, в салоне Москвича-408 уютно чувствовали себя и водитель, и пассажиры Продуманная эргономика позволяла с удобством разместиться за рулём даже человеку с ростом выше 190 см.
На ранних модификациях, оснащавшихся КПП с переключателем передач на руле, устанавливалось сидение диванного типа с раздельными спинками. После того как селектор перенесли на пол, диван уступил место отдельно регулируемым креслам.
Руль и панель приборов – их дизайн разрабатывал Эдуард Молчанов – могли похвастать не только красивым внешним видом, но и удобным размещением органов управления.
До кольцевой кнопки включения звукового сигнала можно было дотянуться, не отрывая рук от рулевого колеса. Панорамное лобовое стекло, если не запотевало от дождя и не обледеневало в холодную погоду, обеспечивало хороший обзор.
Силовой агрегат
Четырёхцилиндровый мотор с верхним расположением клапанов опробовали на модели М-403, запущенной в производство из-за задержки готовности штампов и оснастки, необходимых для изготовления принципиально новых кузовов. Поэтому М-403 следует рассматривать как переходную модификацию, быстро уступившую место на конвейере более молодому собрату.
Единственным существенным недостатком силового агрегата оказалась не слишком удачная конструкция впускного коллектора, затруднявшая запуск двигателя в холодное время года.
Ходовая
Передняя подвеска, на сдвоенных поперечных рычагах и шаровых опорах, мягко проглатывала неровности дорожного покрытия и обеспечивала машине хорошую управляемость. Но система регулировки развала с помощью подкладных прокладок оказалась не слишком удобна для обслуживания, доставив немало проблем как автовладельцам, так и сотрудникам автосервисов.
Расположенный на рулевой колонке переключатель передач соединялся с КПП через сложную систему привода. Со временем шарнирные соединения привода ослабевали, появлялись люфты, и переключаться становилось всё сложнее. Изменения, внесённые в конструкцию крышки КПП, позволившие переместить рычаг селектора на пол, не помогли полностью устранить проблему. Дело в том, что на Москвич-408 коробка передач сильно смещена вперёд, и даже когда переключатель расположен на полу, он соединён с кулисой не напрямую, а через тяги с пластмассовыми, быстро изнашивающимися вкладышами.
Коммерческий успех
Несмотря на ряд имевшихся недостатков, Москвич-408 пришёлся по сердцу многим автолюбителям. Он ползовался популярностью не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Экспорт не ограничивался странами социалистического лагеря. Сошедшие с конвейера МЗМА машины отправлялись в:
- Нидерланды.
- Францию.
- Швецию.
- Финляндию.
- Великобританию.
В Бельгии автомобиль выпускали по лицензии под маркой Skaldia. Экспортные версии отличались улучшенной отделкой салона. Поздние модификации комплектовали изменённой облицовкой радиатора с четырьмя фарами головного света.
Чтобы успешнее продвигать продукцию на международном рынке, созданное в 1956 году объединение «Автоэкспорт» активно вкладывалось в рекламу. За период 1964 – 1969 годов завод продал за рубежом 273 583 автомобиля.
Модель, имевшая недурные для своего класса характеристики и предлагаемая по доступной цене, не сдала своих позиций даже после появления более технически совершенной модификации М-412. Москвич-408 пользовался устойчивым спросом до тех пор, пока окончательно не устарел морально и технически. Этот автомобиль оставил заметный след в истории не только Советского, но и мирового автомобилестроения.